Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

основной

Дутые авторитеты

Собственно, ведь и не в Желязны как таковом дело. Одним раскрученным до вселенских масштабов ничтожеством больше, одним меньше - это было бы не столь уж и важно. Дело и вообще в том, что всё ещё довлеющая над нами реальность ХХ века есть в целом реальность пиара, реальность дутых, и при этом мировых авторитетов, сквозь пиетет к которым не получается продраться иным, гораздо более талантливым, но куда менее раскрученным и наглым. Реальность, в которой даже попытка объективности или хотя бы удивлённого детского про голого короля наталкивается на железобетонное "низзя".

Принято считать, что пресловутые непризнанные гении - это "так было всегда". Однако же всегда так не было, и речь отнюдь не про непризнанных гениев, а о признанных не-гениях. И вот как раз это и есть свойство именно что эпохи массовой культуры, которая собственно и есть искусство выдувания дутых величин из ничего. Ещё в ХIХ веке искусство было уделом живых и активных, а не почтенных мертвецов или пенсионеров. И в первую очередь было важно, КАК сделано, а не КЕМ. Личность автора отделялась от производимого им контента, и не обязательно было быть милашкой-без-мыла-в-жопу Никасом Сафроновым, чтобы стать модным гламурным художником. А отвратительный характер (как у Лукьяненко) не мешал писателю быть писателем, и не заставлял отвергать книги из того потрясающего своей безыскусностью соображения, что аффтар-выпей-яда.

Представить себе фото-мазню Уорхолла, уходящую с "Сотби" за сотни миллионов долларов, до эпохи масскульта невозможно не из-за мазни как таковой, а из того, что реальные результаты творчества живых были много более востребованными, нежели тени раздутых мертвецов. Представить себе тогда пиетет по отношению к плохому композитору Морриконе - столь же невозможно, даже если бы все вообще тогдашние спектакли шли под его, и только его музыкальное сопровождение. Звезда, записавшая несколько альбомов, ставшая миллионером, и живущая ничего не производя на роялити от продаж альбомов - это тоже что-то плохо представимое для эпох, когда разум был сильнее пиара. Как, впрочем, и в целом миллионные гонорары клоунов, всего лишь развлекающих остальных людей. При том, что миллионы других нищенствующих клоунов даже и не надеются за ту же самую работу хотя бы приблизиться к светозарному олимпу благоухающего гламура небожителей.

И не то чтобы это какая-то особая проблема для искусства. Его деятели живут по тем правилам игры, что есть, и не особенно по этому поводу парятся - "так принято". А вот общество, да, общество в этом смысле лишено механизма обратной связи. Творцы вещают, потребители воспринимают, и чем дальше, тем более иронически те и другие воспринимают сам процесс разорванного диалога - именно в силу его разорванности. Первые уходят в искусство для искусства, наплевав на читателя, а вторые - многозначительно кивают, моргают умными глазками, и продолжают втихаря читать Донцову.

Впрочем, гиперинформационная эпоха в любом случае всё со временем расставит по своим местам. После того, как каждый стал сам себе писатель, железобетонность дутых авторитетов неизбежно даёт всё больше и больше трещин - "я вот тоже писатель, а потому право имею" - таким образом старая разводка про "сперва добейся" уже не срабатывает. Ну, а количество неизбежно  переходит в качество. Собственно, примеры исключительно сетевых авторских феноменов, которые как-то так незаметно просочились через систему фильтров дутых авторитетов, у нас уже более чем перед глазами. Пока что это конечно в основном развлекательная сфера - тот же Круз, например, который полностью вырос из самиздата, а в результате стал уже и сам одним из самых кассовых бумажных писателей. Ну, или Слава Сэ. Или Максим Малявин ("Блог добрых психиатров"). Думаю, каждый сможет привести и ещё кучу своих примеров, и не только в литературе, но и в музыке, и в живописи. Сама система блогов, с прямейшим обратным контактом, вот прямо буквально по хармсовскому про писателя и говно - практически на наших глазах восстанавливает утраченный диалог и утраченную обратную связь. Лёд, как говорится, уже тронулся, и возврат к норме мышления, к приоритету "как сделано" над "кто сделал" - со временем в любом случае неизбежен.
основной

Шапито-шоу

Такое ощущение, что "ихние" и "нашенские" действуют по сценарию одного и того же спектакля, но с разными ролями для разных амплуа. А в результате разыгрывается общий спектакль абсурда под названием "Имитация демократии" (экспортный вариант для зарубежных гостей).

"Ихние" устраивают цирк с протестом прокуратуры против решения суда (пчёлы против мёда). "Нашенские" организуют показательное напоение соком под зонтиком того пушечного мяса из колхозанов из николаевщины, которому оппозиция ранее вручила флаги и отправила пешком в Киев - "вы жалуйтесь, жалуйтесь, мы вас потом посадим, а сегодня можно".

По отдельности это всё может и смешно, и даже в чём-то прикольно - постмодернизм там, трэш, понимаш ли, угар и хардкор, не всё ж у них там мэрам по гей-парадам шастать и неграм в президентах сидеть, и мы тоже ответим карнавализмом по всем фронтам, по нашему, по православному и исконно-домотканому. Но вот всё вместе - вызывает такую дикую и тошнотную тоску, что впору пойти удавиться. Азиаты, играющие в Кафку - это уже что-то совсем потустороннее. Вторжение инопланетян в мерзком паучьем или кальмарном виде, и то - было бы менее гадким зрелищем. Ежели эти уроды таки доиграются до реальных повешаний на фонарях - ну что ж, значит, они и правда сумели напроситься.

Ибо есть вещи, которые даже для нашего обычного шапито-шоу чрезвычайно толсты. За такой троллинг в этих наших интернетах обычно банят без лишних разговоров.
основной

Слишком тонко для нашего цирка

Не поленился, зашёл на главную ЖЖ, в украинский рейтинг, оценить, насколько вообще вчерашняя встающая с колен оппозиционная Украина вызывает у пиплз интерес. Судя по топовым записям - интерес нулевой. Сообщение жене об измене мужа оказалось много, много важнее.

В общем-то, это и есть реальная цена политике украинской оппозиции. Организовать-то акцию можно, спору нет - были бы деньги. И порядок обеспечить - тоже можно вполне, полевые командиры уже профессионалы, что касаемо и возможных провокаций. И даже красиво преподать действо - тоже получается. А вот изменить ситуацию, при которой клоуны так и остаются клоунами, значащими для подавляющего большинства населения страны много меньше, чем скандал с соседями - не-а, не выходит.

Что-то ведь явно не то "в консерватории", нет? И ведь, в отличии от России, даже не списать провал на сытую сонность народа и зажратость столичных хипстеров. Но всё одно консерватория так и остаётся не более, чем консервами. Крышечку вскрыл, бах! - а оттуда красный нос и парик. И - душок. Хороший такой душок просроченности, от которого любого нормального человека тянет на рвотные позывы и желание оказаться как можно дальше от всего этого веселья.

Видимо, всё это "слишком тонко для нашего цирка". Без внятных ответов о том, чем отличаются сорта субстанции - наш народ в этом цирке даже смеяться не станет, не то что аплодировать. Что поделать - наш народ реалист и прагматик, и аттракционы обходит стороной. Лично я это безразличие очень даже понимаю - с самого детства цирк вызывал только и исключительно брезгливость.
основной

Кому средь хохлов жить хорошо?

Тут, говорят, кризис какой-то? Продажи падают? Бизнесы закрываются? Хм. Незаметно что-то.

Я вот после небольшого перерыва набрал заказов на пескоструй, фотопечать и витражи - всё стекольные работы. Не то чтобы сильно много денег, но тысяч на пять по входным ценам получается (это у меня обычно месячные затраты по стеколке, а тут всего один заказ). Сунулся к старым поставщикам (из нашей же корпорации). За прошедшие несколько месяцев там произошли кадровые изменения, с другими людьми работать надо. Ну, не беда, какая разница с кем работать, сбрасываю заявку. Где-то так через полчаса звонок от менеджера - "А забирать вы заказ как будете?" Ну, говорю, вроде как раньше вы доставку сами организовывали, потому в том числе с вами и работаем - из-за удобства. Ответ потрясает своей простотой: "Так это при Василисе Тихоновне такое было. А она уже не работает, уволилась. А мне заниматься организацией доставки недосуг. Мы можем максимум что в Донецк отправить попутным транспортом, а там уж сами забирайте." Я несколько офигеваю, и уточняю, а точно ли им нужны наши пять тысяч? Или может мне к более заинтересованным поставщикам обратиться, хоть и "со стороны"? На что слышу и вовсе обескураживающее: "Это ваше дело."

Да, конечно же можно подключить шефа, чтобы он связался с шефом смежников и как-то урегулировал вопросы доставки. Можно. Но вот - нужно ли? Стоит ли упрашивать людей заработать на тебе деньги?
основной

На поверхности

Много вообще есть такого, что вроде бы на поверхности, но не замечается. Ну, вот например то, что слово "похерить" произошло от буквы "хер", то есть "Х" (в смысле перечеркнуть страницу крестом, по диагонали, зачеркнуть) - это уже практически общеизвестно. Отсюда и неприличное звучание, которое было навязано "херу" - прошедшему тем самым невесёлый и пошлый путь от эвфемизма до ещё одного мата, лишь немного более дозволенного в присутствии дам. Но вот то, что название буквы "хер" это сокращение от "херувим" - знает мало кто. А это ведь, если вдуматься, готовая притча о падении нравов - если конечно слово "херувим" ещё хоть кому-то хоть что-то хоть о чём-то говорит. Лучшей иллюстрации о "впадении мира в ничтожество", как любит говаривать ув. Богемик, по моему скромному имхо - и специально не придумаешь...

Если всё же кто-то и правда не знает, что такое "херувим", или подзабыл и ленив в смысле погуглиться, я напомню в двух словах. Это ангел, но не просто ангел, а ангел всевидящий, традиционно изображавшийся "исполненным очей", то бишь с глазами даже на руках. От греческого "керувим", откуда, кстати, и украинское (ну, и славянское, понятно что) "керуваты" ("руководить", хотя скорей подойдёт "управлять" - именно тот, кто чем-то управляет, обязан быть всевидящим и всё замечающим). "Кермо" в смысле руля - естественно тоже отсюда. Согласитесь, этимология в этом случае добавляет в окончательную версию "хера" некоторую пикантность - учитывая, чем именно мы, мужики, частенько руководствуемся при принятии решений. То есть здесь уже постмодернизм как он есть, во всей своей красе - из одной этой трёхступенчатой аллюзии можно при желании вывести цельный роман...

Или вот "такой-сякой". Звучит практически по-армянски - "шашлык-машлык". А ведь отнюдь. "Сякой" - это "сделавшийся", "ся кои". То есть "сам какой", тот, который сам по себе, показатель самостоятельности, субъектности. По сути, аналог английскому артиклю "the" - как именно вот этот. А "такой" вообще-то - "страдательное наклонение", - тот, с кем кто-то что-то делает, "тот какой", английский артикль "а", как один из множества, объект воздействия. "Такой-сякой", таким образом - тот, кто возомнил, что он из субъекта стал объектом, кто пошёл против шерсти, восстал против установлений и обчества, слово посмел мати, хотя прав на то не мал. Фулюган. Антиобщественный тип.

Глубины ведь, если вздуматься! Здесь практически вся российская история в отражении случайного словесного блика на массиве языковой плоти - от "сякого" в качестве самостоятельного актора действа до "сякого" в виде ругательства: "Ишь, чё удумал, замарашка! А ишо в очках! Тилихент херов!.."

P.S. Думаю, надо бы забить себе юзер-нейм "takoy-syakoy" на случай закрытия журнала и открытия другого. Пока никто не занял. Или - если ещё не занял...
основной

Гауди из Лелюхивки

С подачи ув. pan_baklazhan обнаружил замечательное сообщество, посвящённое автобусным остановкам - zupynka. Просмотрел на одном дыхании. Вот уж воистину "удивительное рядом". Такой вот Гауди из Лелюхивки, например:

141.63 КБ

Collapse )
основной

Апофеоз постмодернизма

Вообще, машапы (так ведь это называется?) меня в основном раздражают. Это уже настолько беспримесный постмодернизм, цитирование цитирования к цитированию, что даже воспринимать сие безобразие как элемент культуры получается с трудом - ибо оно гораздо ближе к глуму, плакату, либо же к петросяно-галкину - в зависимости от исполнения. То бишь, по сути смысл тут один - поржать-с.

Однако же, и в этой позорной и малопочтенной области художественной самодеятельности встречаются порой откровенные шедевры. Ну, вот как этот, например:



А то, что The Portishead у меня одни из главных любимцев, а "Любэ" - где-то там же, где и всяческие круги с катями огоньками - в совокупности оказывает поистине фантастический эффект. В последний раз я получал настолько извращённое, а от этого лишь ещё более острое эстетическое удовольствие от бонуса к трибьюту "ГО" - когда "Родители молодых" перепели летовскую "Кто сильнее, тот и прав" в классическом блатном одесском кабацком клише, и с одесским же прононсом.

PS. А подкинула мне этот шедевр жена. Увидела в блоге у Куваева.
основной

Циркее всех цирков

Всё же "Цирк" - это не просто пропагандистский фильм (высшего качества впрочем пропагандистский), но ещё и пророческий. Жаль, я не владею мастерством резки роликов, и не могу сделать из знаменитой колыбельной буквально 15-секундную нарезку:

... Все вокруг спать должны ... (щёлк, монтаж)
... Чёрненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовеньких в полосочку, хоть серых в яблочко... (щёлк, монтаж)
... "Ню, Шюрик! Пайди скяжи атьцу, шо ми типерь тяки жьенимся!" ... (щёлк, монтаж)
... Но - не на работе...

Collapse )

Они знали, чем это всё закончится. Однозначно знали.
основной

Судьба эстета

"... Эстет – это всегда жертва общественных ожиданий, лишенный, как когда-то говорили, нравственной опоры человек, которому рассказали, что словами можно зарабатывать деньги и славу, но забыли сообщить – или хотя бы показать на картинке – чем журналист отличается от пиздобола.

Проблема в том, что фокус с изобильным и искрометным цитированием мог пройти еще пять лет назад ... но сейчас, когда сеть накопила качества, вся эта эрудиция ничего не стоит – любой из сообщенных фактов такого сорта записан в википедии, факты сейчас вообще ничего не стоят, стоит чего-либо только их отбор и организация, факты это линза, собирающая лучи, чтобы направить их в одну точку, а если на линзу не подать света – то есть, не сообщить ей смысла – то проку от нее будет не больше, чем от обклеенного фольгой валенка ...
Collapse )

Loboff: В целом статья artem_r есть разбор нового опуса некой модной писательницы, о которой я никогда не слышал раньше, и подозреваю, что больше никогда и не услышу. Но как мне кажется, приведённый отрывок, из которого я сознательно убрал упоминания конкретных имён - вполне самодостаточен...
основной

Готовясь к очередному хохлосрачу...

Думаю, с вот этим шедевром вброса - все поганые москали будут повержены, оскоплены и окончательно исключены из партии:

... По моим проверенным данным, в рашке не пьют самогон только потому, что тот не успевает выиграть до конца...