Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Маркетинг попрошаек

Мы живём в мире стереотипов. И стереотипы движут нами. На каждую ситуацию, вопрос или затруднение (если они конечно не из разряда серьёзных и жизненно-важных) у нас есть готовая модель поведения, предпочтений или доверия тому или иному авторитету. Стереотипы, кроме осознания как такового, зиждутся на эмоциях. Не зря людям, не способным испытывать эмоции (есть такое редкое психическое расстройство), очень тяжело даётся выбор в самых простейших бытовых вопросах. Перебирая все «за» и «против», например при покупке какой-нибудь хозяйственной мелочи, они не могут опереться на простейшую и понятнейшую каждому человеку основу – нравится или не нравится.

Однако же, есть стереотипы поведения, которые делят всех людей на две когда равнозначные, когда неравнозначные категории. Можно сказать, это концептуальные стереотипы, которые при принятии их как обычной модели поведения требуют некоторой определённости от самого человека, даже осмысленности, а не только эмоций.

Один из таких стереотипов – отношение к попрошайкам. Человек как правило раз и навсегда определяется для себя – даёт он подаяние или нет. Ведь если вникать в каждую конкретную ситуацию, то принимать решение каждый раз будет достаточно сложно. И если, например, человек решит, что подаяние, которое он дал, было дано пройдохе – неприятный осадочек гарантирован. И наоборот – не подав сухонькой аккуратненькой старушке, человек будет мучиться сознанием собственной неправоты и жлобства.

Поэтому кто-то даёт подаяние всем подряд – включая цыганок и «сами мы не местные», то есть откровенных профессионалов нищенства. Другой же – не даёт вообще никому, постановив для себя, что любой, кто просит подаяния в виде материального вспомоществования – это однозначно попрошайка, как бы он при этом ни выглядел и как бы он себя ни вёл. Таким образом что первые, что вторые переводят свои действия в автоматический режим – избегая тем самым чувства досады при неверном выборе – ведь выбор всегда один, раз и навсегда принятый в качестве единственно правильного.

Однако же, есть такой на первый взгляд странный фактор – чем более высокий уровень жизни в стране, тем хуже подают, и наоборот. Объяснение лежит в сфере психологии и массовой психологии, и на самом деле ничего странного в нём нет – когда человеку и самому не очень здорово живётся, он весьма даже помнит и о «все мы под богом ходим», и о «от сумы да от тюрьмы не зарекайся» и о прочих народных мудростях. Сытый же вспоминает данные мудрости намного реже, и более склонен изрекать «пахать надо», «пойди поработай» или «всем добрым не будешь». Соответственно, при улучшении ситуации в стране попрошайничество из довольно необременительного занятия превращается в достаточно тяжёлую работу, в которой нужно ещё и включать голову, задействуя по сути новые маркетинговые ходы, а не ограничиваясь стандартными приёмами типа «мама в больнице», «отстали от поезда» или «помогите инвалиду». И данный маркетинг действительно имеет место быть.

Ваш покорный слуга естественно что относится ко второй категории – которые «пойди поработай». Поэтому прошибить меня мамой и поездом практически нереально – только приставить нож к горлу или пистолет к пузу – добровольно расставаться с кровно-заработанными я уже давным-давно не имею привычки. И тем не менее, за последний год даже такой непробиваемый неподаватель милостыни был «разведён на деньги» трижды. И хочу заметить, что все три раза были по-своему красивы и изящны, и совершенно не вызвали сожаления или досады о небольших потерянных деньгах. Скорей, наоборот – даже что-то из разряда восхищения ловкостью и креативностью «разводящих» – что ж, реально заслужили, так что и жалеть не о чем.

Более всего меня впечатлила девушка, которая развела меня на пять гривень. Дело было так. Я стою на остановке, ко мне подлетает совершенно запыхавшаяся мадамка нормальной (ну, почти, если не приглядываться) наружности, но в крайней степени смятения: «Мужчина! Извините, но у вас не найдётся случайно четыре гривни?» (без объяснения причины, но – конкретная сумма). Я в силу своего стереотипа автоматически отвечаю, что нет. Она машет в отчаянии рукой, бежит к перекрёстку, там дёргает ещё одного, второго, потом, как бы обессиливши, понуро бредёт назад, проходя опять же мимо меня. И тут чудесным для самого себя образом я протягиваю ей пятёрку со словами: «Что у тебя хоть случилось?» Счастливая, со «спасибом огромным» она убегает. Опять же, не объяснив, зачем или для кого она собственно так старалась.

Ччто было у меня в голове, когда я давал деньги – внятно объяснить не могу. Но – факт в том, что я сам, за неё смоделировал ситуацию (и не одну), при которой её поведение как не-попрошайки могло бы быть объяснимым и достойным помощи. Например – парня взяли менты, когда он писал под деревом, и на взятку, чтобы не загребли в отделение и не раскрутили в результате по полной программе, не хватает ровно четыре гривни – если собрать всю мелочь и вывернуть все карманы. И вот любящее сердце несётся спасать бестолкового бой-френда. Это только одна из возможных моделей – на формулировку которой времени у меня было вполне – пока мадам бегала и истерила неподалёку.

Вы спросите – так может, так оно всё и было, как я себе представил? Может, зря ты грешишь на девушку, записывая её в ряды попрошаек – мало ли что в жизни случается? Я тоже так подумал, именно поэтому и нарушил свой стереотип поведения относительно просьб о материальной помощи от незнакомцев. Но – очень быстро был в этом своём мнении разочарован.

Дело в том, что когда девушка убежала, я вдруг вспомнил, что мне надо зайти в аптеку через квартал – жена категорически наказала купить «Йод-актив» (который как раз и стоит пятёрку – наверное, оттого и вспомнил). Пока я ходил туда назад, пока постоял в небольшой очереди, прошло где-то полчаса. И когда я вернулся к остановке, предприимчивая мадам как раз обрабатывала следующего лоха. Моя улыбающаяся во всю морду лица физиономия её абсолютно не смутила – просто, побежав истерить к перекрёстку (как и в прошлый раз), она там не стала задерживаться, справедливо сочтя, что мало ли, может ведь и морду начистить, даром что лыбится…

История очень даже свежая – это было где-то с неделю назад. Посему остальные два случая и на фоне этого спектакля, и в силу относительной давности меркнут. Хотя психологически они даже глубже и тоньше. Если будет не лень, как-нибудь расскажу…

Обещанное продолжение
Tags: ЛикБез, социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments