Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Магистраль

Вообще, что касается отношения к работе в, скажем так, непонятно насколько отдалённом, но тем не менее однозначном будущем - в том самом, которое прекрасное и которое неминуемый прогресс. Отношение это будет очень простое - ужас. Сегодняшняя необходимость ежедневно работать ради куска хлеба у наших потомков будет вызывать примерно те же чувства, что у нас нынешних - рабство. Ровно как и употребление в пищу животных будет чем-то, чем для нас является каннибализм. А современная автономная семья для людей пост-компьютерной эпохи будет как гарем султана и домострой вместе взятые.

И это не есть какая-то там попытка предсказания. Нет, это вполне очевидная магистраль - тот неизбежный путь, на который человечество, даже если и свернёт, в любом случае вернётся, пусть и поплутав какое-то время иными тропками и просёлками. Другое дело сроки и способы реализации.

Прямая экстраполяция всегда обманывает, всё идёт как-то не так и не тогда, и вместо автомобилей ожидается коллапс от лошадиного навоза. Но и речь не о прямой экстраполяции. Даже слово такое - работа - вполне может остаться. И люди будут работать и уставать. Отличаясь при этом от нас как например офисные клерки отличаются от крестьян до НТР. Ну то есть вот человек например упахался в компьютерной игре - сегодня он бездельник, а завтра глядишь и стахановец (разве что речь будет идти не о компьютерных играх, а о чём-то ином, нами пока непредставимом).

Мы можем вот прямо сейчас провалиться в какой-нибудь суровый деграданс, это понятно (а если читать новости, то только это и понятно). Мы можем обмануться в своих ожиданиях, и перебираться через (на сегодняшний день неодолимые) препятствия для очередного фазового перехода (а их по сути три базовых - энергетические ресурсы, демография и экология) - не десятилетия, а положим пару-тройку сотен лет. Или даже тысячу. Но магистраль, со всеми возможными откатами назад, она в любом случае безальтернативна. Ибо исходит из самой природы человека: лентяя, но лентяя азартного и тщеславного; не слишком любознательного, но при этом жуть до чего любопытного; по-обезьяньи жестокого, но при этом в общем-то не злобного - если не в клетке, а в саванне, и если вокруг не львы с волками, а мимишные домашние любимцы; не слишком склонного к эмпатии и сотрудничеству, но при этом в принципе не могущего без них обойтись.

А то, что в человеческой природе, оно в любом случае становится нормой, как только появляются возможности для очередного уровня ублажения этой самой природы (повторюсь - неясны лишь сроки, методы реализации, и то, насколько этот путь окажется прям). Однако же если с едой и семьёй всё более чем понятно, в русле социальных норм и уклада жизни (супротив обчества не попрёшь), то не работать людям и правда что придётся учиться. Настолько же напряжённо, как сегодня мы учимся работать. А мы только работать и учимся, и именно поэтому уже сегодня настолько ощутим кризис в образовательной системе - мы и уже учимся не тому.

Звучит как противоречие, но на самом деле никакого противоречия здесь нет. Ибо бездельничать на полную катушку способны лишь те, кого принято называть трудоголиками. Только они от безделья не сопьются, а направят всю свою необузданную нервную энергию на достойное Человека с большой буквы "Ч" деятельное прожигание жизни. Будь это хоть посты в ЖЖ, а хоть и моделирование параллельных вселенных. Пока что это удел единиц, мировоззрение и самоощущение аристократов и интеллектуалов. Но в мире без рабства регулярной работы подобное отношение неизбежно должно будет стать нормой жизни.

Что конечно же не значит, что все поголовно станут интеллектуалами, а тем паче аристократами. Нет, речь всего лишь о необходимых базовых навыках. Сегодня покидающему школьную скамью чтобы встать за станок/прилавок (или сесть за офисный/вузовский стол) нужны арифметика, письмо и (главное) умение терпеть скуку и полная покорность авторитетам, дабы выносить непроходимую тупость начальства/преподавателей. Завтра-послезавтрашнему юноше, вступающему во взрослую жизнь, тоже нужны будут умения. Пожалуй что прямо противоположные сегодняшним стандартам.

Вряд ли это будет выглядеть как школьные дисциплины "стремление к новому", "азарт в постижении истины", "способность наслаждаться искусством" или "умение отстоять своё мнение без потери лица". Как вряд ли и вообще мир будет мыслиться в настолько казённых категориях. Да и само словосочетание "школьные дисциплины" (устар.) вряд ли будет понятно кому-то кроме редких любителей истории древности.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments