Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Нил Стивенсон. Конспирология

Ещё одно замечание, из разряда общих.

Одна из сквозных тем у Стивенсона это масонство - как необходимый институт выживания социума. Масонством это конечно в его романах не называется, и по упоминаниям (которые всегда вскользь и как бы не влияют на сюжет) это скорей похоже на азимовский Фонд. То есть некая влиятельная негосударственная группа, ставящая долгосрочные цели и проводящая решения в жизнь, кто бы у власти не был и какой бы бардак вокруг не творился.

Собственно, именно при бардаке эта группа и засвечивается. Пока всё в порядке, это что-то вроде богатых чудаков, которые либо скупают невостребованные монастыри, превращая их в альтернативные научные центры ("Анафем"), либо держат убыточный бар в сверхпрестижной Колыбели, ради сбора информации, да отправляют порой какие-то нелепые экспедиции ("Семиевие"). На выходе правда получается, что если бы не эти чудаки и предпринятые ими превентивные меры, Арб разделил бы участь предыдущих планет, обработанных пришельцами ("Анафем"), а без Цели и связанных с нею усилий семирасие провалилось бы в очередную гражданскую войну, вполне возможно что последнюю ("Семиевие").

То есть "как бы не влияет на сюжет" именно потому и "как бы", что на самом деле Фонды одна из главных действующих сил в упомянутых мирах, но этот самоочевидный факт подаётся автором без акцентирования внимания, как само собой разумеющееся, скучные подробности ни о чём. Почему так вполне понятно - благодаря длительной и тщательной дискредитации любой уклон в т.н. "конспирологию" вызывает дружный здоровый смех окружающих и превращает уклониста в шута.

Одновременно и эффект от такой ненавязчивости в изображении закулисных сил - мол, ну да, типа как масоны, а что, разве бывает как-то иначе? (честные глаза навыкате в комплекте, "я ведь фантастику пишу") - он куда как действеннее, чем пытаться входить в подробности и описывать механизмы функционирования гипотетического тайного общества. В общем-то, на это и решился в полной мере разве что Азимов, но тут сказались и защитный покров еврейства и ореол популяризатора науки - в одном флаконе, да и писался "Фонд" всё же в несколько более честные времена. ("Звёздных войн" это касается пожалуй в той же мере.) Сегодня же, когда само упоминание масонов превращает человека в посмешище, подход нужен куда как деликатнее и отстранённее - каковой Стивенсон в общем-то и демонстрирует.

Иначе наверное в нашем дурацком мире и не получится. Ну то есть сами смотрите - наш с вами средний современник совершенно спокойно принимает версию событий, в которой как минимум двести лет тайные общества, объединяющие все значимые европейские национальные элиты, включающие в себя всех мало-мальски значтельных персон из Википедии и буквально, а не в переносном смысле управляющие миром и вырабатывающие для этого мира стратегии развития - были и исправно функционировали, а потом - бумс! - и в одночасье пропали. Мол да, признаём, были демоны, но - они самоликвидировались.

И нет, такая постановка вопроса ничуть людей не смущает. Ну да, какие-то клованы в смешных фартухах, буржуи и аристохраты с жиру бесились, развлекались и дурачились, а потом им надоело. НАИГРАЛИСЬ. А чё такого-то?

Мало того - любая иная трактовка это повод и возможность называть и считать человека дураком, и по сути отказывать ему в праве на мнение.

Если вдуматься, это весьма показательное положение вещей. Которое и само по себе демонстрирует ту силищу, которую имеют и используют люди, однажды ушедшие в тень: "Да, мы И ВОТ ТАК тоже можем". Подумаешь - переломать через коленку массовое сознание, переписать коллективную память, и заменить эту память мультфильмами с меткой 0+ - делов-то! С подтекстом - а значит можем и вообще всё, что можно мочь на этой планете.

Собственно, если бы реализм Стивенсона ограничивался одним лишь этим - умением констатировать факты, которые для окружающих не то что там не факты, а чуть ли не больные фантазии - он был бы интересен даже тогда.

Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Ещё о фильтрах

    Есть одна вещь, которая очень сильно затрудняет восприятие современного мира и его реалий, и многократно усиливает воздействие белого шума. Вещь эта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Ещё о фильтрах

    Есть одна вещь, которая очень сильно затрудняет восприятие современного мира и его реалий, и многократно усиливает воздействие белого шума. Вещь эта…