Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Нил Стивенсон. Конспирология

Ещё одно замечание, из разряда общих.

Одна из сквозных тем у Стивенсона это масонство - как необходимый институт выживания социума. Масонством это конечно в его романах не называется, и по упоминаниям (которые всегда вскользь и как бы не влияют на сюжет) это скорей похоже на азимовский Фонд. То есть некая влиятельная негосударственная группа, ставящая долгосрочные цели и проводящая решения в жизнь, кто бы у власти не был и какой бы бардак вокруг не творился.

Собственно, именно при бардаке эта группа и засвечивается. Пока всё в порядке, это что-то вроде богатых чудаков, которые либо скупают невостребованные монастыри, превращая их в альтернативные научные центры ("Анафем"), либо держат убыточный бар в сверхпрестижной Колыбели, ради сбора информации, да отправляют порой какие-то нелепые экспедиции ("Семиевие"). На выходе правда получается, что если бы не эти чудаки и предпринятые ими превентивные меры, Арб разделил бы участь предыдущих планет, обработанных пришельцами ("Анафем"), а без Цели и связанных с нею усилий семирасие провалилось бы в очередную гражданскую войну, вполне возможно что последнюю ("Семиевие").

То есть "как бы не влияет на сюжет" именно потому и "как бы", что на самом деле Фонды одна из главных действующих сил в упомянутых мирах, но этот самоочевидный факт подаётся автором без акцентирования внимания, как само собой разумеющееся, скучные подробности ни о чём. Почему так вполне понятно - благодаря длительной и тщательной дискредитации любой уклон в т.н. "конспирологию" вызывает дружный здоровый смех окружающих и превращает уклониста в шута.

Одновременно и эффект от такой ненавязчивости в изображении закулисных сил - мол, ну да, типа как масоны, а что, разве бывает как-то иначе? (честные глаза навыкате в комплекте, "я ведь фантастику пишу") - он куда как действеннее, чем пытаться входить в подробности и описывать механизмы функционирования гипотетического тайного общества. В общем-то, на это и решился в полной мере разве что Азимов, но тут сказались и защитный покров еврейства и ореол популяризатора науки - в одном флаконе, да и писался "Фонд" всё же в несколько более честные времена. ("Звёздных войн" это касается пожалуй в той же мере.) Сегодня же, когда само упоминание масонов превращает человека в посмешище, подход нужен куда как деликатнее и отстранённее - каковой Стивенсон в общем-то и демонстрирует.

Иначе наверное в нашем дурацком мире и не получится. Ну то есть сами смотрите - наш с вами средний современник совершенно спокойно принимает версию событий, в которой как минимум двести лет тайные общества, объединяющие все значимые европейские национальные элиты, включающие в себя всех мало-мальски значтельных персон из Википедии и буквально, а не в переносном смысле управляющие миром и вырабатывающие для этого мира стратегии развития - были и исправно функционировали, а потом - бумс! - и в одночасье пропали. Мол да, признаём, были демоны, но - они самоликвидировались.

И нет, такая постановка вопроса ничуть людей не смущает. Ну да, какие-то клованы в смешных фартухах, буржуи и аристохраты с жиру бесились, развлекались и дурачились, а потом им надоело. НАИГРАЛИСЬ. А чё такого-то?

Мало того - любая иная трактовка это повод и возможность называть и считать человека дураком, и по сути отказывать ему в праве на мнение.

Если вдуматься, это весьма показательное положение вещей. Которое и само по себе демонстрирует ту силищу, которую имеют и используют люди, однажды ушедшие в тень: "Да, мы И ВОТ ТАК тоже можем". Подумаешь - переломать через коленку массовое сознание, переписать коллективную память, и заменить эту память мультфильмами с меткой 0+ - делов-то! С подтекстом - а значит можем и вообще всё, что можно мочь на этой планете.

Собственно, если бы реализм Стивенсона ограничивался одним лишь этим - умением констатировать факты, которые для окружающих не то что там не факты, а чуть ли не больные фантазии - он был бы интересен даже тогда.

Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Каток

    К предыдущему, о цифровом гулаге. Нашлись сведущие люди, которые объяснили "на пальцах", как именно подчинение банков позволило государству…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Каток

    К предыдущему, о цифровом гулаге. Нашлись сведущие люди, которые объяснили "на пальцах", как именно подчинение банков позволило государству…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…