Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Нил Стивенсон. Литература

Второе. Книги Стивенсона это несомненно литература. Даже пожалуй Литература. Возьмите хоть начало "Криптономикона":

"Давайте отложим вопрос о существовании Бога до следующей книги и просто примем, что каким-то образом на этой планете возникли самовоспроизводящиеся организмы и тут же начали изничтожать друг друга, либо до отказа заполняя жизненное пространство своими грубыми копиями, либо более прямыми методами, о которых нет надобности распространяться. Большей части это не удалось, их генетическое наследие кануло в никуда; однако некоторые выжили и размножились. Примерно через три миллиарда лет этой местами занятной, местами нудной фуги жора и соития в Мердо, штат Дакота, у Бланш, супруги конгрегационалистского пастора Бэньяна Уотерхауза, родился сын Годфри Уотерхауз IV. Подобно всем живым существам на земле, Годфри был по рождению отъявленной сволочью..."

Это настолько хорошо, что кажется немыслимым в наше ничтожное, плоское время. Здесь уровень Селина, никак не меньше (вряд ли Стивенсон смог избежать "Путешествия на край ночи", и никакой перевод этого скрыть не в силах). При этом Стивенсон не делает ни малейших попыток пожалеть читателя, угодить читателю, прогнуться под читателя и принять в качестве нормы изложения дебильные простые предложения и твиттер-стиль повествования - чтобы на поглощение каждой отдельной главы уходило ровно то время, которое есть у нашего современника на чтение между станциями метро или в пробке у светофора. Совсем наоборот - Стивенсон пространен, обилен в подробностях и абсолютно безжалостен по отношению к IQ читателя: извини, дорогой, но если мне для МОЕЙ книги нужно будет объяснить тебе теорию хоть относительности, хоть вероятности, хоть квантовую, а даже если и немецкую философию 19-го века, причём в её самых страшных изводах - я это сделаю; какие у меня оправдания? я умею писать, и других оправданий мне не требуется; а если ты, дорогой читатель, не умеешь читать, то и чёрт бы с тобой, Дэн Браун тебе в руки, и пшёл вон из МОЕГО романа!

И что характерно, это работает. И работает именно потому, что Стивенсон действительно УМЕЕТ писать.

Вообще, разговорам о том, что Большая Литература неизбежно будет перетекать в фантастику (конечно же, стремительным домкратом), и что очень скоро в традиционной беллетристике останутся лишь никчёмные графоманы - этим разговорам уже лет семьдесят, никак не меньше - как минимум со времён Хайнлайна и Азимова. С тех пор с появлением в фантастике каждого нового по-настоящему хорошего автора эти, уже было скисшие разговоры вновь набирают громкость и убеждённость, пока не становится ясно, что предсказания в очередной раз оказались пшиком.

Как же так? Об обычной жизни и обычных людях написано уже всё что можно! И быть не может, чтобы переливание из пустого в порожнее могло породить что-то по-настоящему значительное! Только футурология! Только фантастическое моделирование реальностей может породить что-то новое и осмысленное! - сокрушаются прогрессивные товарищи, устремлённые в ослепительный завтрашний день (даже если в нём ждёт Апокалипсис). В ответ Литература фыркает пренебрежительно, и выдаёт на гора не то что там пару-тройку самобытных авторов, а и вовсе какой-нибудь очередной постмодернизм. А в фантастике как кучковались на 95% сплошные графоманы и фрики, так и продолжают кучковаться. И хрен ты их заманишь в банальщину бытоописательства - даже и в детектив с женским романом животных приходится загонять палками.

То есть Великая Фантастическая Революция так и остаётся до сих пор фата-морганой. При том, что и захочешь вспомнить за минувшие тридцать лет толковых беллетристов, так едва наскребёшь в памяти пару-тройку имён; а в фантастике сходу вспоминается как минимум десяток авторов, которых не зазорно помянуть в приличном обществе. Но, увы - статистика ведь как батальоны супротив гениальных полководцев - решает в любом случае она. И именно статистика не даёт фантастике, при всём обилии культуртрегеров и энтузиастов, забыть о проклятии низких жанров, а из нишевой развлекаловки вырасти в блистающую Литературу. И скорее всего это положение вещей таковым и останется.

Тем интереснее авторы, чей талант даёт им настолько железобетонную уверенность в своих силах, что никакая статистика и никакие толпы графоманов и фриков не могут свернуть их с избранного пути. Нил Стивенсон несомненно один из самых талантливых. А ещё - ему и правда есть что сказать.
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…