Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Нил Стивенсон. Реализм

Так вот, о Ниле Стивенсоне. Для начала пара общих соображений.

Первое. Это тот самый, ныне редчайший случай, когда автор несомненно и безоговорочно транслирует правые взгляды, и при этом он не только хороший и интересный писатель, но писатель ещё и популярный, входящий что называется "в обойму". То есть как он себя позиционирует в жизни это чёрт его знает, я не вникал. Социальную мимикрию никто не отменял, а уж в текущих реалиях так тем более, поэтому за пределами письменного стола человек может быть хоть лгбт-активистом, а хоть и избирателем Хиллари Клинтон. Но вот то, что и как он пишет, говорит само за себя.

Вообще, воспринимается это как чудо. И дело не в том, что люди с правыми убеждениями не умеют писать, снимать фильмы и всё в таком духе. Справедливости ради, левое мышление и правда что более приспособлено к творчеству. Новаторы-консерваторы, революционеры-реакционеры, молодой-задор-старческое-брюзжание - это имеет значение и влияет, и отнюдь не надумано. Особенно когда зажравшегося потребителя гиперинформационной эпохи нужно зацепить, удивить и удержать - эпатажем, фрустрацией, испугать, в конце концов - всё это у левых получается лучше, и это как раз нормально. Однако - не до такой же степени!

В норме оба фланга нужны и матери-истории ценны, пока они более-менее друг друга уравновешивают. Но сегодняшний левый перекос из понятия нормы явно выбивается, превращая в балаган (причём весьма опасный, на грани провалиться нахрен в очередные Тёмные века) не только политику, но и искусство тоже. Сама богемная и шоу-биз тусовка настолько заражена левизной, что пробиться через эту вату и не пойти на компромиссы практически невозможно. Хочешь входить в Союз писателей... в смысле, быть востребованным - будь добр, соответствуй, смотри на Дэна Брауна и делай как он. Ну или же прозябай в диссидентах.

И вот как в этом балагане умудряется функционировать (и успешно) такой автор как Стивенсон, это своего рода загадка. Какие-то вещи из области всё той же социальной мимикрии очевидны: нарочитый и даже показной атеизм, соответствующая жестокость (оставить в живых из семи миллиардов семь человек автор не стесняется), как бы заигрывание с феминизмом (все оставшиеся в живых это женщины), ну и т.д., включая предписанных Генеральной Линией Партии героев правильной сексуальной ориентации и с одобренным разнообразием оттенков цвета кожи. Но также невооружённым глазом заметно, насколько всё это из разряда формальностей, чуть ли не ритуального толка.

Потому как одновременно Стивенсон более чем понимает необходимость, важность, и даже неизбежность религии, и никакого глумления в описании религиозных воззрений любого толка, любого времени и пространства у него нет даже близко (в тексте очень жёстко дистанцируются собственные или других героев шуточки-прибауточки по этому поводу - от высказываемых альтернативных мнений). Не говоря уже о вопиющем хамстве автора, у которого семь ев выживают не потому что бабы-круче (как нынче положено чтобы было), а потому что мужики сплошь и рядом кладут себя на космические амбразуры штабелями, лишь бы спасти этих самых баб - прародительниц нового человечества. Да и новое человечество у автора как-то так не по методичкам прописано, никакого понимаешь ли Человека Нового Типа, несмотря на чудеса генной инженерии. Мало того - генная инженерия у него не то что там не плавильный котёл, а ровно наоборот - источник семи новых человеческих рас. И кстати, к вопросу о феминизме - семь рас, заложившие обязательный будущий раскол и конфликт, они ведь именно оттого, что, если называть вещи своими именами, семь тупорылых баб не смогли даже близко договориться о не то что чтобы подобии совместной политики, но хотя бы стратегии выживания.

Ну а если синтезировать возможные левые претензии к автору, то это будет его предельный реализм. То есть в описании людей хоть вчерашних, хоть сегодняшних, хоть завтрашних, а хоть и вовсе параллельно-пространственных константа одна: люди есть люди, человеческую природу не могут изменить никакие вселенские катастрофы и никакая генная инженерия, а уж тем более человека как хищника не могут изменить социальные технологии. Любовь, ненависть, страсть, соперничество, интриги, верность долгу и предательство - это всё было, есть и будет, и никакие розовые сопли ничего с этим сделать не в состоянии.

Я так считаю, что с этим непотребством, с этой идеологической диверсией обязательно нужно что-то делать. С нетерпением жду обвинений Стивенсона в сексуальных домогательствах. Или хотя бы в тайной поддержке Трампа.
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…