Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Школьное

О том, что образовательная система устарела, не соответствует современным реалиям и всё такое прочее, не говорит лишь ленивый. Проблема и правда налицо, проблема общемировая, и что с этим делать никто толком не знает. Даже там, где на массобр денег не жалеют и отсыпают с лихвой, люди выступают слепыми котятами, действуя методом научного тыка. "А давайте вот это попробуем". Попробовали, и что? А чёрт его знает, пока не понятно. Ну тогда может вот так их? Пробуют и вот так. И тоже не слишком понимают, что оно даёт. Их бы дустом, подлецов малолетних - "всё в школе хорошо, одна гадость - дети". Но так как дустом нельзя, приходится изобретать дальше. Отчётность пишется, методики внедряются, эксперимент за экспериментом, работа кипит, рецепты счастливой и эффективной школы сыплются как из рога изобилия.

Но это всё где-то там, где зажрались и с жиру бесятся. У нас правда отчётность, методики и эксперименты тоже в наличии, но в основном виртуальные. Подвалы архивов минобра забиты бумагами под завязку, а школа как была советской, так ею и остаётся. И упор как делался, так и делается не на детей, а на учителей - исходя из негласного посыла "это просто училки плохо работают, давайте заставим их работать лучше". Отсюда вся вот эта система рейтингов, аттестаций, курсов, семинаров, публикаций, и что там у них ещё. Результат слегка предсказуем - тётки задрав полы бегают семинарятся, набирают охапки сертификатов, получают за них надбавки и коэффициенты, а дети как скучали в камере хранения, так и продолжают скучать, отсиживая положенные часы, чтобы после уроков вернуться к по-настоящему важному и интересному - "Майнкрафту" с "Ютубом".

Что тут можно и нужно делать, мнения самые разные. Воскресить классическую гимназию, например, вместе с ремесленными училищами, и пусть родители сами решают к умным им или к красивым. Или наоборот - взять за основу т.н. финскую школу, продлив детсад до самой армии. Или разработать вместо учебников игровую платформу, и пусть детишки учатся в режиме RPG (и квестов им там побольше, а домашка в виде аркад) - заодно добавится что пилить и откатывать. Или же и правда что дустом, от безысходности. Всё это планов громадьё, там умища и глыбища педагогики, пусть себе дальше изобретают. Но если говорить о российской школе, есть пара вещей, которые можно ввести в один день, которые будут совершенно бесплатны, и которые хоть базовых проблем и не решат, но как минимум сделают камеры хранения для детей несколько более комфортным местом.

Первое это дебильная нынешняя униформа. Которая никакая не "форма", а именно что униформа и есть. Играться в болванчиков человечками в пиджачках конечно удобно, спору нет. Но это именно что болванчики. И опять же, тут или трусы, или крестик. Или заново отменить униформу к чертям собачим, и пусть дети будут детьми. Если же нужны солдатики, командный дух и честь мундира, так доведите тогда дело до ума, превратите пиджачки в мундиры.

И тут не обязательно чтобы школьная форма была дизайнерской, а школы соревновались как факультеты Хогвартса: да, это было бы круто, спору нет, но мы говорим про бесплатно, а не про вбухать и распилить кучу бабла. Поэтому просто шевронов (или нагрудных шевронов, забыл как они называются) будет вполне достаточно. И форма тем самым действительно обретёт смысл, даст ощущение сопричастности, внесёт дух соревновательности и необходимый для сплочения символизм. И чтобы ни одна тварь из роно и прочих надзирательных органов не лезла в регуляцию этих самых шевронов - пусть школы сами проводят конкурсы, изобретают логотипы (или гербы) и вообще мучаются - символика, соответствующая понятию "честь мундира", должна быть выстрадана и заслужена.

Но - повторюсь - лучше попросту отменить эти дурацкие пиджачки. Дрескода уровня "здесь вам не пляж" будет более чем достаточно - джинсы с футболками или свитерами ничуть не воспрепятствуют пресловутому учебному процессу. И общество у нас уже вполне зрелое и сытое, чтобы не делать из вещей культа - на тех, кто будет выпендриваться каким-нибудь "Армани", сами дети будут смотреть жалостливо и с участием, как на болезных и закомплексованных. А меряться они всё равно будут гаджетами, как это происходит и сейчас.

Кстати, если по уму и в смысле эффективности, то это как раз учителей не мешало бы одеть в униформу. Вот тут сразу да - и необходимая дистанция (особенно актуально для старших классов), и честь мундира, и корпоративная этика - всё в одном флаконе. Но понятно что это уже совсем фантастика как для родных палестин и для текущего исторического момента.

Второе уже вот вообще бесплатно, разве что придётся давить, преодолевая инерцию и "взрослую" заносчивость. А именно - обязать с самой начальной школы обращаться к детям только и исключительно на Вы. А в старших классах ещё и по имени-отчеству, а не по фамилии. И требовать неукоснительного исполнения, на уровне автоматизма и с максимальными карами за нарушение этикета.

Нет, это не значит, что все психопаты, садисты, невротики и истерики тут же из школы пропадут. Но реализовать свои комплексы всем этим замечательным людям станет много сложнее. Язык это программа, и в нём ничего не бывает пустой формальностью. "Петров, ты тупой" слетает с языка мгновенно. "Петров, Вы тупы" застревает в зубах и комкается на фазе формулировки. Да, несомненно, что глумиться над людьми, унижать их можно и при формально уважительном обращении. Но это уже требует интеллектуальных усилий, особого напряжения. Да и "считывается" такое издевательство самим объектом воздействий не обязательно и не в лоб. Сарказм это уже взрослое оружие, как минимум до старших классов подобные выстрелы будут мимо самих целей, а взрослые дети и сами найдут как ответить на глумление, сохраняя ровный тон. Заодно и научатся этому нелишнему в жизни умению.

Опять же, хоть это и вторично, но и самим детям чудить и выкаблучиваться в условиях, когда к ним обращаются как к равным, будет намного сложнее - этикет это всегда обоюдоострое оружие.

Несомненно, многим покажется сама постановка вопроса надуманной. Но это лишь потому, что эти многие не видят самого учебного процесса изнутри. И не понимают, что на издевательства учителей дети в 99 случаях из 100 попросту не жалуются, воспринимая это как естественный фон - это ведь взрослые, им можно. Осознавать что что-то тут не так и сопротивляться дети начинают уже лишь в старших классах, и сами учителя это тоже понимают и отрываются на младших. То есть - давят и прессуют детей именно тогда, когда их психика и характер формируются. И когда дети как раз нуждаются в обратном - если не в поддержке (это всё же к семье), то хотя бы в спокойном и доброжелательном равнодушии.

Если у вас с вашими детьми доверительные отношения, то хорошенько так надавив, вы быть может и сможете разговорить их насчёт школьных реалий. И то не факт - тут своего рода коллективное табу, по типу стокгольмского синдрома. Но если всё же разговорить удастся, уверяю вас - вы ужаснётесь. Потому что среди учителей вашей кровиночки вы обязательно обнаружите как минимум одного садиста, которому не то что в школе не место, которого и в тюрьму охранником брать нельзя. И на которого, при личном общении, вы бы и в жизни не подумали (садисты в школе как правило ещё и на хорошем счету).

Так что на самом деле это вполне реальная проблема. В которой много чего сплелось - начиная с того, что в школу ан масс идут не по призванию, а из суровой жизненной необходимости (то есть количество комплексующих лузеров там скажем так выше среднего по палате). Включая и повышенную стрессовую нагрузку на учителей, которая тоже имеет не одну составляющую. Ну и так далее. Причин много, во многом они объективного характера, это понятно. Но и что школа является не только камерой хранения, но и конвейером по производству невротиков это тоже факт. И искусственная преграда учительскому хамству, в виде обязательного равного и ровного общения, однозначно необходима. А обращение на Вы задаёт этот формат автоматически, магия языка как она есть.

Повторюсь - это не станет полновесным решением проблемы "незаметной" взрослой агрессии (причём агрессии системной, которая как бы в порядке вещей - "а как ещё-то?"), но хотя бы реальный инструмент для её ограничения. И инструмент довольно эффективный.
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…