Ну или взять те же каверы. Во всём мире это явление массовое, объёмное, и в большей части именно что из разряда художественной самодеятельности. Так извините, там ролики у ребят зачастую лучше и интереснее дорогих фабричных клипов - без особых денег, и с раскруткой на уровне "выложили ролик в Ю-Туб и спамим в Фейсбуке и Инстаграме". И качество этой самой художественной самодеятельности зачастую ничуть не уступает профессионалам, а порой "самопальщики" и покруче будут - посмотрите на тот же Pentatonix, например: это сейчас они уже практически звёзды (да и то как сказать), а ведь ребята себя сами сделали, на голом энтузиазме. А у нас? Кто-нибудь знает хотя бы одного приличного отечественного каверщика? Кавер по-российски это похмельное чудо с раздолбанной гитарой на кухне хрущёвки, снятое вторым похмельным чудом на мобилу. А кавер-группы у нас это кто? Правильно - это просто лабухи, поющие на свадьбах и корпоративах, то есть опять же к кавер-культуре отношение имеющие лишь весьма относительное.
Или уличные музыканты. Про Zaz я вообще молчу, это конечно феерический успех - с улицы в мировые звёзды, - таких историй одна на миллион. Но вот есть такой битбоксер Dub Fx - чувак просто неимоверно крут, и вполне заслуженно выбился в люди - всё с той же улицы, и всё через тот же Ю-Туб. Из более традиционного - гитарный виртуоз Эстас Тонне. У которого за плечами разве что музшкола в Запорожье, в консерватории он замечен не был. А был замечен на улицах Нью-Йорка, откуда человек и пришёл к тому к чему пришёл. Почему не из того же Запорожья? Или не из Киева? Или не из Москвы? Не из Питера? У нас что, таланты родятся лишь когда покидают Россию? Похоже на то...
Ну ладно, положим, русские нация не музыкальная. Не скажу, чтобы я особо сильно был с этим согласен, но пусть так. Но уж с литературоцентричностью русских никто спорить не станет, не так ли? И да, писатели у нас и правда есть хорошие. Для внутреннего употребления. А так доля РФ в мировом литературном рынке равна нулю. Почему так? Снова пенсионные жопы, только теперь в издательствах и в жюри всяческих "Букеров"? Или проблема куда глубже, и душит сама атмосфера?
Видимо, так оно и есть. Ибо если в стране закатали в асфальт политику, то в стране не будет и культуры тоже. Не потому что культура зависит от политики, это упрощение. Политика и культура это всего лишь два разных проявления жизнедеятельности общества, как цельного организма. Отрубите человеку ручки с ножками, а потом послушайте, как он замечательно вам споёт песню или надиктует роман. А чё такого-то? - голова ведь на месте, язык тоже не отрезали, Хокинг ведь смог...
В результате наблюдается своего рода парадокс. 90-е у нас поминают конечно же недобрым словом (ибо лихие и голодные), однако же в культурном плане страна как жила в 90-х, так там и осталась. То, что в массовом культурном обороте своего, а не голливудско-хитпарадного, всё в общем-то оттуда, из 90-х, и есть. Из той самой "живой жизни", пока оно бурлило. Или хотя бы как-то трепыхалось, как было в нулевых. И кино "оттуда" смотрибельно, со всеми оговорками. И музыка "оттуда" слушается, при всех опять же нюансах. И книги - тоже "оттуда", "ранние" Пелевин, Акунин и Лукьяненко вспоминаются чуть ли не с придыханием, мол вот же могли, не то что сейчас. А из "новенького" если что и воспринимается, то лишь соответствующее привычному духу - как своего рода косплей ментально комфортного времени, как циклическое повторение уже прожитого и формально забытого.
Толку что у "Мумий Тролля" отличный новый альбом, если это всё равно тот же самый "Мумий Тролль", и иным он не станет? Да и "Сплин" замечательная группа, и не устаёт нас радовать новыми песнями о старом. Но это всё "Роллинги". А старые добрые "Роллинги" это конечно хорошо, но лишь тогда, когда на их динозаврьем фоне появляются сначала "Депеши", потом "Продиджи", потом ещё какие-нибудь молодые и наглые. А у нас получается одни сплошные "Роллинги" и есть. И сколько бы не было талантливых молодых ребят в гуще народной, они так и будут оставаться не востребованы - им попросту не во что вырастать. Художник не может расти в прошлое. А будущее у нас выключили. Впрочем, как и настоящее.
Так что можно сколько угодно рассуждать о состоянии науки, образования, и вообще всей вот этой большой статистике. А можно просто включить радио - любую волну с отечественным контентом, любого жанра. Или посмотреть на афиши - кто выступает сегодня на больших и малых площадках. И всё будет понятно без лишних слов: несмотря на все айфоны и прочие чудеса техники, мы с вами всё ещё живём в прошлом веке. И похоже нас из него в ближайшее время выпускать не собираются. И жить нам в этом самом прошлом, пока у них там наверху всё вот это их благолепие в очередной раз не навернётся.
Кстати, сами люди искусства (если они честны, понятно что) чувствуют такие вещи безошибочно. Поэт в России может и "больше не поэт", но это не мешает ему именно что поэтом и оставаться. Тот же Лагутенко ещё в 2008-м году констатировал: "Круг замкнулся ... Я проснулся в этой фантастически красивой и предельно честной стране с очень мягким климатом ... Шёл, не споткнулся по почти из желтых кирпичей дороге. Странно так шагнули в ногу ... Теперь это надолго. Круг замкнулся."
Собственно да, где-то тогда время в РФ и остановилось. Или по-крайней мере стало понятно, что вот-вот остановится. А значит и опять шагать в ногу - всё тем же строем, и со всё теми же песнями.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →