Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Круг замкнулся

Впрочем, шутки шутками, а с воспроизводством культуры в России и правда что беда. И чёрт бы с ними, с дорогостоящими видами искусства, типа кинематографа или эстрады - там престарелое начальство прочно усадило жопы своих смотрящих - таких же пенсионеров как они сами. Кто из молодых успел проскочить в 90-е - начале 2000-х, тот и успел; более юным приходится биться в пенсионные жопы, и ясно что без особого результата. То есть ок, с официальными каналами воспроизводства культуры у нас швах, приняли это как данность. Но ведь и не в попсе тоже глухо. И это при наличии интернета, Ю-Туба, Вконтакте и вообще всей вот этой сегодняшней коммуникационной избыточности. Сейчас уже и Лагутенко с Земфирой, да и те же Сурганова с Васильевым, при всём уважении к ним, смотрятся вполне себе предпенсионно, а сколько-то заметной молодой шпаны не просматривается даже на горизонте. В рэпе разве что какое-никакое движение, и кроме обычных матюков там ещё и товарищи типа Оксимирона начали появляться, как говорится и то хлеб. А так...

Ну или взять те же каверы. Во всём мире это явление массовое, объёмное, и в большей части именно что из разряда художественной самодеятельности. Так извините, там ролики у ребят зачастую лучше и интереснее дорогих фабричных клипов - без особых денег, и с раскруткой на уровне "выложили ролик в Ю-Туб и спамим в Фейсбуке и Инстаграме". И качество этой самой художественной самодеятельности зачастую ничуть не уступает профессионалам, а порой "самопальщики" и покруче будут - посмотрите на тот же Pentatonix, например: это сейчас они уже практически звёзды (да и то как сказать), а ведь ребята себя сами сделали, на голом энтузиазме. А у нас? Кто-нибудь знает хотя бы одного приличного отечественного каверщика? Кавер по-российски это похмельное чудо с раздолбанной гитарой на кухне хрущёвки, снятое вторым похмельным чудом на мобилу. А кавер-группы у нас это кто? Правильно - это просто лабухи, поющие на свадьбах и корпоративах, то есть опять же к кавер-культуре отношение имеющие лишь весьма относительное.

Или уличные музыканты. Про Zaz я вообще молчу, это конечно феерический успех - с улицы в мировые звёзды, - таких историй одна на миллион. Но вот есть такой битбоксер Dub Fx - чувак просто неимоверно крут, и вполне заслуженно выбился в люди - всё с той же улицы, и всё через тот же Ю-Туб. Из более традиционного - гитарный виртуоз Эстас Тонне. У которого за плечами разве что музшкола в Запорожье, в консерватории он замечен не был. А был замечен на улицах Нью-Йорка, откуда человек и пришёл к тому к чему пришёл. Почему не из того же Запорожья? Или не из Киева? Или не из Москвы? Не из Питера? У нас что, таланты родятся лишь когда покидают Россию? Похоже на то...

Ну ладно, положим, русские нация не музыкальная. Не скажу, чтобы я особо сильно был с этим согласен, но пусть так. Но уж с литературоцентричностью русских никто спорить не станет, не так ли? И да, писатели у нас и правда есть хорошие. Для внутреннего употребления. А так доля РФ в мировом литературном рынке равна нулю. Почему так? Снова пенсионные жопы, только теперь в издательствах и в жюри всяческих "Букеров"? Или проблема куда глубже, и душит сама атмосфера?

Видимо, так оно и есть. Ибо если в стране закатали в асфальт политику, то в стране не будет и культуры тоже. Не потому что культура зависит от политики, это упрощение. Политика и культура это всего лишь два разных проявления жизнедеятельности общества, как цельного организма. Отрубите человеку ручки с ножками, а потом послушайте, как он замечательно вам споёт песню или надиктует роман. А чё такого-то? - голова ведь на месте, язык тоже не отрезали, Хокинг ведь смог...

В результате наблюдается своего рода парадокс. 90-е у нас поминают конечно же недобрым словом (ибо лихие и голодные), однако же в культурном плане страна как жила в 90-х, так там и осталась. То, что в массовом культурном обороте своего, а не голливудско-хитпарадного, всё в общем-то оттуда, из 90-х, и есть. Из той самой "живой жизни", пока оно бурлило. Или хотя бы как-то трепыхалось, как было в нулевых. И кино "оттуда" смотрибельно, со всеми оговорками. И музыка "оттуда" слушается, при всех опять же нюансах. И книги - тоже "оттуда", "ранние" Пелевин, Акунин и Лукьяненко вспоминаются чуть ли не с придыханием, мол вот же могли, не то что сейчас. А из "новенького" если что и воспринимается, то лишь соответствующее привычному духу - как своего рода косплей ментально комфортного времени, как циклическое повторение уже прожитого и формально забытого.

Толку что у "Мумий Тролля" отличный новый альбом, если это всё равно тот же самый "Мумий Тролль", и иным он не станет? Да и "Сплин" замечательная группа, и не устаёт нас радовать новыми песнями о старом. Но это всё "Роллинги". А старые добрые "Роллинги" это конечно хорошо, но лишь тогда, когда на их динозаврьем фоне появляются сначала "Депеши", потом "Продиджи", потом ещё какие-нибудь молодые и наглые. А у нас получается одни сплошные "Роллинги" и есть. И сколько бы не было талантливых молодых ребят в гуще народной, они так и будут оставаться не востребованы - им попросту не во что вырастать. Художник не может расти в прошлое. А будущее у нас выключили. Впрочем, как и настоящее.

Так что можно сколько угодно рассуждать о состоянии науки, образования, и вообще всей вот этой большой статистике. А можно просто включить радио - любую волну с отечественным контентом, любого жанра. Или посмотреть на афиши - кто выступает сегодня на больших и малых площадках. И всё будет понятно без лишних слов: несмотря на все айфоны и прочие чудеса техники, мы с вами всё ещё живём в прошлом веке. И похоже нас из него в ближайшее время выпускать не собираются. И жить нам в этом самом прошлом, пока у них там наверху всё вот это их благолепие в очередной раз не навернётся.

Кстати, сами люди искусства (если они честны, понятно что) чувствуют такие вещи безошибочно. Поэт в России может и "больше не поэт", но это не мешает ему именно что поэтом и оставаться. Тот же Лагутенко ещё в 2008-м году констатировал: "Круг замкнулся ... Я проснулся в этой фантастически красивой и предельно честной стране с очень мягким климатом ... Шёл, не споткнулся по почти из желтых кирпичей дороге. Странно так шагнули в ногу ... Теперь это надолго. Круг замкнулся."

Собственно да, где-то тогда время в РФ и остановилось. Или по-крайней мере стало понятно, что вот-вот остановится. А значит и опять шагать в ногу - всё тем же строем, и со всё теми же песнями.

Subscribe

  • И ещё плюс один

    После годичного молчания как-то так не слишком получается что-то сказать. А значит и не буду. Ну или может быть позже что-нибудь напишу. А пока что…

  • Членский билет

    Не знаю как у кого, но у меня слетание ЖЖ с почты стало своего рода традицией. Первый раз это было "ужас-ужас и головняк", второй раз "ах да, так…

  • Ця кача не літає

    К вот этой ветке комментариев, инициированной ув. chhwe, относительно "украинизации" российской публики, выражающейся во всё…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • И ещё плюс один

    После годичного молчания как-то так не слишком получается что-то сказать. А значит и не буду. Ну или может быть позже что-нибудь напишу. А пока что…

  • Членский билет

    Не знаю как у кого, но у меня слетание ЖЖ с почты стало своего рода традицией. Первый раз это было "ужас-ужас и головняк", второй раз "ах да, так…

  • Ця кача не літає

    К вот этой ветке комментариев, инициированной ув. chhwe, относительно "украинизации" российской публики, выражающейся во всё…