Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

В народ

Довольно неприятное открытие. Которое, как это обычно и происходит, подсознательно мне было понятно уже давно, но чтобы проговорить его вслух, нужно было во-первых споткнуться на конкретной и зримой ситуации, а во-вторых, с кем-то эту ситуацию обговорить. Что, в общем-то, и произошло буквально на днях.

Как таковое открытие заключается в следующем: моя специальность здесь, в Петербурге, в отличие от того же Донецка, обозначает принадлежность не к интеллигенции, а к пролетариату. Причём пролетариат пролетариату тоже рознь; квалифицированный токарь, слесарь, да и тот же столяр это пролетариат "честный", со своим местом в мире и своей рабочей гордостью. А вот конструктор в мебели и столярном производстве это тот пролетариат, который "обслуга". Интеллигенция же в нашей отрасли начинается уже с уровня архитектора и предпринимателя. Повторюсь - в отличие от привычного мне Донецка образца до 2014-го года, в котором моя работа однозначно и безусловно подразумевала статус интеллигента - что в смысле самоощущения, что в смысле социального признания.

Да, я понимаю, что живущему в этом всём на постоянной основе подобное положение вещей самоочевидно; но мне, как пришлому, пришлось до этого доходить, причём довольно долго. Так как внешне отличий практически нет - сама работа, подразумеваемый уровень дохода, и всё прочее из сферы материального выражения и материального же благополучия, аналогичны. (То есть я и дома назвать себя миддл-классом мог лишь очень условно, в качестве разве что самоодолжения.) А вот в плане социальной иерархии разница присутствует вполне, но выражена она, естественно что, не настолько грубо и явно как должностные функции или оклад. И вот когда ты эту разницу наконец прочувствовал, это довольно болезненный щелчок по самолюбию - вдруг понимаешь, что можешь сколько угодно считать себя инженером, но для окружающих ты всё равно "замерщик", не более того.

Несомненно, что жить с этим можно вполне. Однако само такое положение - интеллигентское самоощущение при одновременном пребывании в роли пролетариата-обслуги - оно весьма неустойчиво и некомфортно. И настоятельно требует нахождения точки равновесия. То бишь - либо игры на повышение, с вверчиванием ужом без мыла в чуждую тебе в общем-то среду (архитектурно-дизайнерское сообщество), в которой тебе в любом случае будут не рады; либо наоборот, признание реальности и принятие случившегося понижения социального статуса как факта. "На понижение" несомненно проще - даже и делать ничего не надо, оно само по себе придёт. "На повышение" же, если честно, попросту не хочется - там, в архитектурной тусовке, конечно и денег больше, и всё такое, но во-первых вписаться туда это надо весьма напрячься, а во-вторых, там и сама по себе не слишком комфортная для жизни среда, хотя бы в силу наличия своего рода богемного/околобогемного привкуса. Да и на таких протискивающихся в полузакрытую касту выскочек неизбежно смотрят как на самозванцев, которых сам бог велел унасекомливать.

Есть конечно и третий путь - поменять специальность от слова вообще, начать всё с нуля где-нибудь в другой сфере. Возможно, даже и не производственной. Например, заняться блогом всерьёз, и превратить его из хобби тире развлечения тире "сам себе психотерапевт" - в работу. Или ещё как-то попробовать применить своё более-менее умение складывать слова в тексты. Тут тоже конечно не сказать чтобы масса вариантов и везде ждут с распростёртыми объятиями, но эти варианты хотя бы присутствуют.

Зная собственную лень и неамбициозность, понимаю что вряд ли. Что всё это так и останется на уровне маниловщины, и никуда я с подводной лодки не денусь - тем паче, что и возраст уже не совсем тот. Но что при этом делать с обнаруженным диссонансом, как вообще с этим жить - это вопрос. Понятно, что на этот случай в наличии пресловутое "я не интеллигент, у меня профессия есть", но мне и в лучшие времена эта фраза казалась насквозь фальшивой и порочной. А уж теперь, когда она прямо и назойливо просится стать руководством к действию - и подавно.

Единственное, чему рад - тому, что так и не собрался переехать в деревню, поближе к работе. Пару раз дёргался в этом смысле, но как-то так и не сложилось. То цены на аренду не слишком отличаются от питерских спальников - из-за малого объёма предложений при стабильном спросе благодаря нашим промзонам; то оказалось, что ребёнка в школу надо возить на автобусе в соседний посёлок, и тут уже взбунтовалась жена. Только сейчас понимаю, что вот это "не сложилось" подсознательно и тогда у меня вызвало огромное облегчение, но я списывал его на всё ту же лень и нежелание что-то менять. А это вероятно была не лень - лень как раз была всеми руками и ногами за пятнадцать минут пешком на работу (а не два часа двумя транспортами). Но нет - это было фоновое понимание того, что за переездом "в народ" воспоследствует.

А было бы тогда всё очень и очень понятно. Через какое-то время начался бы пивасик на лавочке и у "Полушки". По выходным мы стали бы жарить с коллегами мясо на ближайшем озерце. Потом пошли бы вот эти "дружбы семьями" с коллегами же, или соседями. А года через два так и вовсе жизнь наладилась бы окончательно и бесповоротно: классическая деревенская шаркающая походка, шорты с сандалиями в качестве парадно-выходного наряда, и неизбежная постоянная небритость - в качестве олицетворения состоявшейся пейзанской идиллии. А все вот эти надежды на "теперь у меня будет на три часа больше свободного времени" так и остались бы нереализованы, будучи похоронены под пивасиком и сандалиями.

Рассуждения же о том, что можно ведь этому и не поддаваться - это и есть всего лишь рассуждения. Те, кто "не поддаётся", это изначально люди другого склада, у которых и мотивация совсем иного рода. Будучи же обывателем, ты неизбежно сливаешься с окружающей средой - это более чем естественно.
Tags: НаЛичное, записки переселенца, человековедение
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…