Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Точка сборки

Многие вещи понимаются только вещественно - когда о них именно что споткнёшься. То есть умом понимается, что живёшь в мире, которого в силу возраста не знаешь и к которому не готов, так как вырос в совсем иной реальности и ином наборе ценностей. И что в этом новом мире государства это уже не всеобъемлющая данность, покрывающая большую часть не только парадного, но и бытового функционирования индивидуумов, а всего лишь одна из значимых сил. Политически и идеологически всё ещё сохраняющая доминирование, но и само это доминирование, как бы это сказать, больше из разряда привычного и удобного способа смотреть на мир, поддерживаемого настолько же привычной и удобной картинкой в масс-медиа и прочих способах ритуализации жизни, нежели вещная действительность, существующая объективно и независимо от отношения к ней. Что та же реальность корпораций, наднациональных по сути, во многих смыслах и уже оказывается более значимой, нежели реальность государств.

Та же Россия - это государство или корпорация? Или же - что в обустройстве жизни в РФ осталось государственным, включая пресловутые национальные интересы, а что подчинено наднациональным потребностям мировых элит с одной стороны, и мирового истеблишмента с другой? При всей кажущейся абсурдности вопроса ответ на него вполне может быть не в пользу государственной доминанты.

И тут же - противоположная корпоративной реальность, реальность в развитии горизонтальных связей - выходящих за пределы национальных и уж тем более семейных, трудовых и ещё каких угодно отношений. Давно уже преодолевших уровень просто общения, и перешедших в область совместных дел и перекрёстных идентичностей. То есть вот все эти краудфандинги - "а давайте скинемся, и сделаем себе игру" - это оно и есть, и это давно не вызывает удивления. А быть вегетарианцем или буддистом для человека оказывается важнее, чем то, русский он или американец - даже при всём том, что набор парадных ценностей по типу патриотизма так и остаётся необходимой и востребованной социальной данностью. И явно это только начало пути, когда в общем-то не слишком и понятно, вот что оно выльется завтра.

Так вот: умом всё это понимается вполне, об этом получается рассуждать, спорить, и т.д. Но вот чтобы прочувствовать, всё равно необходимо споткнуться. Причём спотыкаешься как правило на совсем уже мелочи, на полной мелюзге.

В моём случае это предисловие к книге Лю Цысиня "Задача трёх тел", которую мне настоятельно рекомендовали в качестве обязательного чтения. То есть - книга 2007-го года выпуска, в 2015-м получила "Хьюго", а соответственно стала мировым бестселлером. На дворе 2017-ый, но официально на русский книга так и не была переведена - типа, неинтересно. И вот люди смотрят на это безобразие, понимают, что видят безобразие, и не выдерживают - устраняют безобразие собственными силами. А именно - делают свой, любительский перевод, хотя бы с английского варианта (но при этом посредством человека, знающего китайский, проводят вычитывание на предмет наличия совсем уже косяков и несуразиц в английском тексте). И тот перевод, который сейчас есть, он единственный, и он произведён силами энтузиастов.

Но спотыкаешься в общем-то не об это. Спотыкаешься о ник-неймы вместо привычных ФИО. Когда переводчица представляется как sonate10, а не какая-нибудь Маша Черепашкина. И благодарит она при этом редактора vconst'а, знатоков Китая Гар Гарыча и Red China Devil, и лишь драгоман, сличавший перевод с китайским оригиналом, имеет имя и фамилию, которые вполне возможно тоже всего лишь сетевой псевдоним.

Дело даже не в анонимности. Тот порожек, за который цепляешься ногой и чертыхаешься при этом, это сочетание анонимности и продуктивной деятельности. Да ещё и в той нише, которая традиционно воспринимается как сфера интересов государства или бизнеса: Лю Цысинь это ведь не сетевая литература, и не представитель национального междусобойчика, интересного лишь любителям экзотики; это мировая известность, и соответственно логично было бы видеть в выходных данных какое-нибудь престижное издательство, а не неброское "любительский перевод", не так ли? И как раз в вот этом "не так ли" и случается точка сборки. Когда внезапно доходит (не умом, а как бы наглядно, образом), что в значительной части - о проценте остаётся лишь гадать - доступ к современному мировому масскульту и осуществляется именно что посредством горизонтальных взаимодействий, а не привычным вертикальным распространением.

То есть переводы сериалов и фильмов в онлайн-сервисах, аудиокниги - большей частью это ведь самодеятельный энтузиазм (даже если он и становится в результате бизнесом). Самопальные клипы в ютубе; а для Запада ещё и развитая культура каверов, которые сами по себе отдельное и интересное явление. Те же фанфики - огромный культурный пласт, в котором варятся миллионы людей. Та же Википедия и родственные ей проекты. Ну и блоги несомненно тоже - сам ЖЖ это уникальный проект с уникальным контентом, который и уже стал непременной частью истории новейшей эпохи, как минимум отечественной. Как и в целом сетевая литература, имеющая огромную массу и собственную фанатскую базу; в которой кроме обычного ожидаемого шлака попадаются и настоящие жемчужины, типа того же Харитонова или Ибатуллина. Не говоря уже о волонтёрстве и правозащитной деятельности, которые, кто бы за ними не стоял и какие бы интересы тем самым не преследовались, живут именно что горизонтальным энтузиазмом широких народных масс.

То есть мы живём во всём этом, и воспринимаем наличное как обыденность. И даже не осознаём толком, что в общем-то мы и уже живём в будущем. В мире, который нам пока что практически незнаком и очень мало понятен.
Tags: Троллейбусное, культура, социальная психология, футурология
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…