Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Достоевский ХХI века

Так вот, о Раскольникове - глядя на него глазами человека из нашей современности.

В "Преступлении и наказании", если позабыть о привычных трактовках и временной дистанции, интереснее всего сам способ осуществления преступления. То есть. Молодой человек хоть и из провинции, но дворянин, и предположить в нём особенное владение топором достаточно сложно: дров нарубить он быть может и сумеет как-нибудь, но уж никак не на уровне профессионального рубщика, который колет брёвна на лету и с одного удара, и даже в тоненький прутик попадает в первого раза - практика явно не та. И тем не менее, Родион Романович в качестве орудия убийства выбирает именно топор. Не удавку. Не нож. Не пистолет. И даже не дубину. А именно топор - пожалуй, наиболее сложное для убийства приспособление, требующее не только решимости и силы, но ещё и умения.

Далее. Вообще-то убить топором это не только сложно, это ещё и достаточно кровавый способ. Если удар сильный и точный и прямо в голову, то вокруг летят ошмётки мозгов и брызжет кровища. Если удар вскользь, на оглушение, то жертву придётся добивать, и уже явно не с одного раза - то есть как минимум сапоги, а забрызгает. Не говоря уже о сопутствующем шуме, возможных криках, и т.д.

Есть ли в романе обсуждение орудия убийства? Да, есть, но крайне незначительное - Раскольников отчего-то решает, что топором будет удобнее всего, без особых тому объяснений (там буквально абзац, или около того). Быть может, Родион Романович долго и упорно тренируется, отрабатывая удар? Опять же, не слишком - этому посвящено и вовсе несколько строчек, при этом максимально лишённых конкретики. Зато всё остальное он обдумывает весьма тщательно, вплоть до специальной петли для топора, пришиваемой к изнанке пальто. Ровно как обдумывается и иное: как не попалиться ментам и дворникам, альтернативные пути подхода (но почему-то не отхода), легенду для жертвы, и всё прочее. Результатом РРР остаётся доволен - осталось только осуществить задуманное.

Что мы имеем в результате? Мы имеем якобы инсценировку ограбления, но произведённую при этом максимально грязно, максимально шумно, максимально дилетантски. То есть - Раскольниковым ВСЁ сделано для того, чтобы его сразу же над трупом старушки и повязали. Вероятно с той целью, чтобы во время суда он смог яростно выкрикнуть своё неприятие окружающей действительности и вообще всего вот этого, а о нём написали бы в газетах. Но - не склалось. Отсюда и все остальные коллизии, свидригайловщина и порфириепетровщина, включая скомканный эпилог с якобы духовным возрождением главгера.

Соответственно - мы имеем дело с явным и неприкрытым акционистом. Причём акционистом однозначно левого толка (то бишь за справедливость против несправедливости), несмотря на все вот эти рефлексии про Наполеона и "право имею". А если уж называть вещи своими именами - с самым что ни на есть Павленским мы дело и имеем. Который, в силу общей невротичности и зажатости эпохи, доставшейся ему в качестве актуальной реальности, до прибивания яиц к брусчатке додуматься шансов не имел, а поэтому сразу пошёл поджигать дверь КГБ. А так как ни двери, ни КГБ под рукой не оказалось тоже, решил удовлетвориться тем, что первое попалось под руку, в качестве олицетворения вселенского зла - старушкой-процентщицей.

Главное ведь не сам перфоманс, главное актуальный жест, стоящий за ним, содержание нарратива и общий месседж. Который чем будет скандалезнее и вульгарнее, тем и жест, и нарратив будут красноречивее. А посему лучше всего чтобы с убийством и расчленёнкой, чтобы треш, угар и содомия, и чтобы эпатировать всю эту почтенную публику раз и навсегда. Punk's not dead, Путин ла-ла-ла, и всё в таком же духе. До содомии правда дело не дошло (в то время вполне достаточно было связей с проституткой, иных кроме её прямого употребления по назначению; это и уже воспринималось как изврат и перверсия - отсюда и Соня Мармеладова), но вот кровища, кишочки и бессмысленность таковых - всё оказалось в наличии более чем.

Единственное, что хотелось бы отметить - Раскольников оказался всё же практичнее своих духовных последователей из ХХI века. Как ни манил его Свидригайлов в Америку, Родион прозябанию на чужбине таки предпочёл честную каторгу на Родине. Если бы в той же арт-группе "Война" в своё время читали Фёдора Михайловича внимательнее, то и сами бы в Европу позориться бы не побежали. Потому как там бунтарям пришлось бодаться с швейцарскими иммиграционными службами, бороться за место под солнцем с дикими итальянскими сквоттерами, и в конце концов малодушно расплакаться: "Европа не та! Здесь никому не интересно настоящее искусство! Пустите в Россию, гады! Домой хочу, в свою хрущобу, на шестнадцать аршинов! Путин лучший президент! Слава России!", ну и т.д. (Если кто эту замечательную историю пропустил, всячески рекомендую, главное иметь бумажный пакет, куда можно будет стошнить, если порог брезгливости окажется не слишком высок.)

С другой стороны, при известном таланте и правильном продюсере тире литературном агенте и из Павленского, и из "Войны" можно слепить что-нибудь стоящее, и тоже с Наполеоном и "тварью дрожащей". Главное не слишком углубляться в практические вопросы - типа диаметра гвоздей для прибивания яиц к брусчатке, или состава смеси для рисования светящегося фаллоса на мосту. А уж тем более не стоит измерять объём влагалища в сопоставлении с замороженной курицей - этим всё будет испорчено окончательно и бесповоротно. А вот философии - философии надо побольше! Что-нибудь там о "миссии художника", о "претензии к реальности", о "противодействии Системе", вот это вот всё. И с обязательным духовным возрождением в эпилоге - без этого ведь смешно не получится. А кому сейчас интересно то, что не смешно?
Tags: Буккроссинг, история, книги, человековедение
Subscribe

  • Экзамен на хищника

    Я всё же пару слов о "Ганнибале". Ув. Анна Маслова, которая меня в общем-то и совратила на просмотр (жанр вот вообще не мой, я и "Молчание ягнят"…

  • Извините, но я о хорошем

    Так как всё плохо, по-крайней мере в ближнесрочной перспективе (нет, я не о войне с Англией, избавьте от глупостей), то давайте лучше о хорошем.…

  • Из-под пледа

    Поскольку уже практически финальный забег, если по календарю, то можно не бояться сглазить и смело озвучить факт - зима удалась. Осень сезона…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Экзамен на хищника

    Я всё же пару слов о "Ганнибале". Ув. Анна Маслова, которая меня в общем-то и совратила на просмотр (жанр вот вообще не мой, я и "Молчание ягнят"…

  • Извините, но я о хорошем

    Так как всё плохо, по-крайней мере в ближнесрочной перспективе (нет, я не о войне с Англией, избавьте от глупостей), то давайте лучше о хорошем.…

  • Из-под пледа

    Поскольку уже практически финальный забег, если по календарю, то можно не бояться сглазить и смело озвучить факт - зима удалась. Осень сезона…