Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Репутация и объективность

Впрочем, в случае с репутацией не всегда работает одна только инерция мышления. То есть понятно, что когда что-то стало хорошо, это "ну хорошо, и ладно"; зато любая накладка это вселенская несправедливость и "что вообще об этой стране говорить" - это общечеловеческое и неизбежное. Вплоть до совсем уже забавных моментов. Слушаешь порой человека, который жалуется, что никак не может попасть в МФЦ что-то там сделать бумажное. Спрашиваешь: а в субботу сходить не судьба, чтобы с работы не отпрашиваться? - и в ответ видишь на лице откровенное изумление. Ибо даже о сайте госуслуг бедолага услышал впервые от меня (от эмигранта), а что МФЦ работает и по выходным тоже, это вообще откровение. И нет, это я не шучу и не утрирую.

Но всё же не в одной только инерции мышления дело. Про почту мы уже говорили, а есть вот ещё РЖД - тоже вполне себе объект ненависти. И если почту клянут за неповоротливость, то основная претензия к железной дороге естественно что дороговизна проезда. С точки зрения обывателя организация мегажадная - ибо как это и на автобусах, и зачастую даже на самолётах получается дешевле? Как "мелкорозничный" автобус может стоить меньше "крупнооптового" состава на железной дороге? А уж тем более как в принципе высокотехнологичный воздушный транспорт может оказываться выгоднее примитивного наземного? Выводы при этом понятные - воруют потому что. Всё ушло на шубохранилище и корги. Не то что у частников.

И вот здесь даже непонятно, как подобная инерция мышления в принципе может быть преодолена. Дело ведь даже не в рассуждениях о шубохранилищах, а в естественной реакции в общем-то достаточно разумных людей, которые выступают с точки зрения элементарной логистики и экономики. Ну ведь и правда, быть такого не может, чтобы автобусы с самолётами оказывались дешевле поездов - это ведь абсурд по определению, разве не так? А немного шагнуть за пределы этого самого "быть не может" оказывается не так уж и просто.

То есть. Вот в ту же нашу "маленькую Украину" (Винницы, Ленинградская область) вплоть до 1-го марта сего года ходил прямой автобус из Питера (№801, от Обводного). А теперь ходить перестал. И Подпорожье тоже осталось без автобусного сообщения со столицей области. Почему? А кто ж его знает. Наверное, перевозчикам не выгодно стало. Видимо, поток туристов уменьшился (кризис всё-таки), и рейсы перестали себя окупать - вот и нет больше таких рейсов. И по всей стране в глубинке подобное происходит повсеместно. При том, что областное автобусное сообщение и так далеко от идеала, оно в основном "радиальное" (связь с центром в первую очередь, "горизонтальная" по остаточному принципу). Почему? А потому что перевозчики частные, и работают только там, где работать имеет смысл. Маршрут Центр-Кукуевск? - да, пожалуйста. Центр-Поджопинск? - тоже есть. А вот Кукуевск-Поджопинск? - извините, только через Центр. Отчего в той же Ленинградской области (ещё довольно благополучной в этом смысле) зачастую из одного райцентра в другой можно попасть только через сам Питер. А что напрямую сорок минут, а через Питер три часа - ну, планида значит такая.

Вот и представьте себе, что стало бы с РЖД при подобном же построении логистики. Истерику с попыткой отмены электричек все ведь помнят? А это именно оно и было - попытка сбросить с плеч хотя бы эту нерентабельную часть общего трафика.

Без разгильдяйства и наплевательства конечно же тоже не обходится, это понятно. Но Россия и в целом очень большая и очень плохо заселённая страна. В которой если не закладывать затраты на общую инфраструктурную связность регионов в общий трафик; если не оплачивать завышенными ценами на рентабельных направлениях доставку трёх калек в какие-нибудь Нижние Кимры - то в общем-то две трети всех ЖД-полотен придётся порезать на металлолом, и две трети же страны оставить на произвол судьбы, островами вымирания. Кстати, и почты это касается ровно в той же самой степени, её пресловутая неповоротливость того же рода: организация доставки в те же самые Нижние Кимры чего-нибудь раз в год по большому празднику это плюс по времени для других, куда более востребованных маршрутов - потому как ресурс общий. И что-то как-то и работает в общем-то лишь потому, что ресурс общий, а не "здесь хотим, а здесь нафиг не надо" - иначе сидеть тогда Кимрам и без почты, и без поездов.

Да, это реальная проблема, напрямую связанная со сверхцентрализацией в столицах и миллионниках, служащими пылесосами по отношению к провинции. Проблема, напрямую проистекающая из советского прошлого в освоении территорий, в сочетании со сложившейся инфрастуктурой и сегодняшней демографией. Проблема, в основе которой огромные пространства, помноженные на географию и климат. Проблема, которая не имеет простого и красивого решения, и в которой транспортная составляющая ещё отнюдь не самая сложная. Проблема, в которой даже жадность государства в смысле выделения гражданам земли, и та не есть основная: ну вот расползутся граждане из миллионников по области, так им ведь потом потребуются дороги, детсады, школы и больницы, которых и так не сказать что в избытке. Если даже в случае с новостроями порой вылазят эти проблемы, да так вылазят, что вообще непонятно, что с этим делать. (Погуглите, если интересно, ситуацию с Кудрово - которое формально относится к области, а не к городу, а поэтому там даже с полицией напряжёнка, не говоря уже о школах-больницах; и ведь это тоже как-то придётся решать.)

То есть тут ситуация даже можно сказать парадоксальная - сверхцентрализация населения в российских городах не оттого, что людей много, а оттого, что их наоборот - недостаток. И при всём желании заселить даже европейскую часть России равномерно (про хинтерланд вообще молчу), по европейскому же типу (когда общая инфраструктура будет нагружена достаточно, чтобы быть повсеместно рентабельной) попросту не получится - не хватит этих самых человеческих ресурсов. И хотелки или наоборот чиновников и власти в данном случае имеют значение так себе - ибо упираются в банальную географию. Отчего проблема эта и есть, и будет. А уж на фоне общемировых трендов, которые можно определить жутковатым "люди не нужны" (роботизация, как её не сдерживай, всё равно наступает с неизбежностью парового катка) вопрос незаселённости России и вовсе выглядит безнадёжным: ибо даже если бы необходимое количество людей и появилось, то чем его вообще занять? Отчего и стараются об этом не говорить и не думать: чтобы не портить настроение ни себе, ни людям. Вдруг как-нибудь да само обустроится.

А шубохранилища и корги... Это неприятно, согласен. Но на самом деле в решении вот этой мегапроблемы это мелочи жизни. Да хоть всех раскулачить до уровня "жить за зарплату", ничего это в общем-то не даст. Потому что "за зарплату" проблемы жителей Винниц и Подпорожья, ровно как и Нижних Кимров, в общем-то никому не интересны. И уж тем более эти проблемы неинтересны волшебной руке рынка, которая вот только что решила, что жители Подпорожья и Винниц перестали быть для них рентабельны.

Кстати, и что касается даже автобусного сообщения. Вот остался населённый пункт без связи с центром. Как это решается? Находятся волшебные частники, которые берут на себя оголившееся направление? В принципе, да - хоть и не сразу, но находятся. После пинка из всё той же госадминистрации, когда тот или иной перевозчик кряхтя и матюкаясь вынужден брать на себя и убыточные рейсы тоже - под угрозой отобрать лицензию и показать кузькину мать. Произвол? Да, произвол. И зачастую этот произвол является и вообще единственным механизмом, благодаря которому что-то работает. А если где-нибудь власть без железных яиц, то перевозчики вполне эту власть кидают через одно место - у них свой интерес, свой картель и своё лобби.

Что с этим делать? А вот нет однозначного рецепта. Потому как если засунуть всё автобусное сообщение в госмонополию по принципу РЖД, то и автобусы тогда резко взлетят в цене, да так, что народ взвоет. Не говоря уже о том, сколько это будет стоить в смысле организации. (Зато всё будет логично и понятно - сами ведь говорили, что автобус не может быть дешевле поезда.) Наверняка есть способы преодолеть и эти противоречия тоже, как-то оптимизировать то что есть. Но можно и дооптимизироваться ненароком, поломав даже неидеально и со скрипом, но всё же работающий механизм.

А что касается репутации РЖД... Маленький совет жителям глубинки - как только услышите о приватизации этой, столь ненавидимой вами организации, хватайте ноги в руки, и отдавайте себя на волю пылесоса, который засосёт вас в какой-нибудь миллионник - потому что иначе рискуете остаться на острове, посреди сплошной суши, из которой выбраться можно будет только на автомобиле, пешком или на оленях. Ну или же молитесь, чтобы всё оставалось хотя бы как есть, и чтобы хоть тут не начали оптимизировать по-чёрному...
Tags: МирСбоку, демография, россия, человек и власть
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Инициатива

    А вообще, Путину теперь самое время отпускать бороду. Если бы до выборов, то это было бы перебором: одним было бы супротив шерсти, мол фи, борода это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Инициатива

    А вообще, Путину теперь самое время отпускать бороду. Если бы до выборов, то это было бы перебором: одним было бы супротив шерсти, мол фи, борода это…