Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Фэнтези и трансгуманизм

... или Писателям на заметку - 2

Если прошлая заметка была откровенно глумливой, то тут я в общем-то постараюсь быть серьёзным (если конечно получится). А именно - укажу на явную недоработку в развитии жанра фэнтези - в смысле обращения к идеям трансгуманизма. Казалось бы, вещь это самоочевидная, но подобные попытки, если они и были, что называется не выстрелили - то есть ни резонанса, ни обсуждения среди читающей публики не получили. Ну, или же эти попытки попросту не известны конкретно мне - тогда извините. Я конечно не настолько знаток современного фэнтези, но более-менее слежу. И если бы что-то стоящее в этом смысле было сделано, вряд ли бы оно прошло мимо меня. В связи с чем остаётся только удивляться такой недоработке современных авторов: представить эльфов, гномов, орков и всех прочих подобных созданий как результат развития генной инженерии, которая перепахала человеческую цивилизацию вдоль и поперёк - это ведь более чем на поверхности. И по-хорошему в этом направлении уже давным-давно должно было появиться что-нибудь внятное и забористое.

Как это сделал бы я. (Во-первых, если бы мой образ жизни хоть как-то предполагал настолько существенные временные затраты как написание книг. И во-вторых, если бы я действительно был способен к производству крупных форм.) Это было бы несомненно в виде фанфика, с объяснением "как оно было на самом деле".

Молодой Толкин получает в своё распоряжение уникальный артефакт: то ли древний, то ли волшебный, то ли вовсе внеземного происхождения - не ясно. Артефакт обеспечивает мгновенное перемещение: то ли в легендарное прошлое, то ли в параллельный мир - тоже не понятно. Но сродство обнаруживаемой Толкином в мире Средиземья реальности с европейской мифологией убеждает его, что это несомненно прошлое. Там есть эльфы, гномы, орки, и вообще все-все-все. Эльфы, правда, какие-то совсем не сказочные, то есть не крошечные и с крылышками как у Андерсена; отличий хватает и по другим существам тоже. Но степень убеждения молодого учёного настолько велика, что он по сути переписывает весь западноевропейский сказочный канон, а невероятная популярность его произведений помогает этот канон утвердить.

Мгновенные перемещения в мир Средиземья имеют побочный временной эффект. Присутствуя в Средиземье месяц, в нашей реальности (сиречь нашем времени) пользователь артефакта отсутствует всего лишь сутки, биологически сутки же и проживая. Почему артефакт работает именно так, становится понятно уже лишь много позже, когда в общем-то и выясняется, что речь не о прошлом и не о параллельной реальности, а именно что о будущем, причём не настолько и далёком (если говорить о том, с чего всё началось).

Благодаря этому свойству артефакта в Средиземье Толкин успевает сделать очень много. Плюс он пользуется достижениями "магии" будущего мира, а поэтому живёт и активничает там именно что несколько столетий. Ну, и опять же - появляется в средиземном мире он резко, неожиданно, совершает всяческие деяния, а потом надолго пропадает незнамо куда. То есть, как вы уже наверное догадались, в мире Средиземья Толкина знают как Гэндальфа Серого. Другое дело, что неизвестен тот предварительный путь, который проходит чужак, прежде чем приобрести в этом мире влияние и авторитет - согласно этого же мира законов и понятий.

Сюжетно роман это путешествие туда и обратно, то бишь "Хоббит". Толкин-Гэндальф организовывает квест для энтузиастов экстремалов-выживальщиков, любителей адреналина и всяческих таких натуральных и органических впечатлений. Несомненно, что кроме туристических он при этом преследует и собственные цели тоже - ему нужен один очень особенный артефакт, который кроме всего прочего хранит Дракон Под Горой - по-крайней мере, именно так считает сам Толкин. В действительности это путешествие результат множественных интриг высших эльфов и других местных авторитетов, в котором и Гэндальф тоже оказывается не игроком, а всего лишь фигурой. В ходе действия читатель знакомится с причудливым миром генномодифицированного будущего, а сам Толкин начинает потихоньку догадываться, что его укоренившиеся выводы относительно мира Средиземья как легендарного прошлого были несколько поспешны.

Настоящее положение вещей открывается постепенно, но полностью оно становится понятно... А чёрт его знает когда - тут нужно заново штудировать "Хоббита"; в общем когда-то, но уже после появления в книге Кольца. Потому что именно с этого момента закручивается основная интрига - добытый в конце квеста из-под Дракона артефакт это и есть Кольцо, и именно с его помощью Толкин в этом времени и появился. Также и сам Толкин оказывается тремя одновременно наличествующими хроновариациями: собственно Гэндальфом, Бильбо (молодой Толкин, который именно в качестве хоббита и получает свой опыт в этом мире) и Смеаголом (он же Голлум) - той ипостасью себя, которую поживший и многомудрый Гэндальф на склоне своих лет отправляет на тысячу лет раньше, чтобы понять, как именно этот мир дошёл до жизни такой. Ну и чтобы помочь самому себе в некоторых затруднениях, конечно же (например, временно снабдить Бильбо Кольцом, благодаря которому он якобы "становится невидим", то есть использует наш сегодняшний мир для необходимых ему в будущем экстремальных пространственных перемещений).

Всё это нагромождение темпоральных парадоксов Толкин-Гэндальф осознаёт лишь в самом конце книги, но при этом понятия не имеет, как именно он из будущего (местного будущего, а не будущего вообще) умудрился всё это провернуть, и только ли Кольцо ему для этого понадобилось.

Ну, а как таковую историю мира рассказывает издыхающий Дракон - как оказалось, чрезвычайно древнее существо, к тому же с отличной памятью.

Всё оказывается довольно просто - человечество увлеклось генной инженерией, и заигралось. Золотой миллиард, в котором технология появилась, стал эльфами, и, хоть и сократился до миллиона, обрёл бессмертие и вообще всяческие ништяки, украшающие жизнь. Так как грубые механизмы для живых богов стали неактуальны, они всячески "опростились", скатившись в феодализм. Хотя конечно же не скатившись, а достигнув такового - ибо жить в лесах в гармонии с Природой всяко слаще, чем коптить в городах. Особенно когда твои личные возможности (включая прямое мысленное управление всеми прочими жизнеформами) позволяют достигать божественного комфорта в любых условиях. С ушами правда получилась какая-то фигня, причём неустранимая. Но на фоне всего прочего - да и чёрт с ними, с ушами, острые себе и острые, невелика беда. Да и опять же - ведь должны же боги как-то выделяться относительно простых смертных.

А прочие людишки и правда что таковыми и остались, будучи по результатам генной революции нещадно обделены - ибо кто же станет делиться бессмертием, помноженным на могущество? Не-золото-миллиардным пришлось довольствоваться крохами с барского стола: случайными утечками технологий и собственными корявыми исследованиями. И тут уже как кому повезло.

У китайцев хотя бы получилось стать гномами, расой в целом уважаемой, хотя и нещадно эксплуатируемой эльфийскими высокомерными засранцами. Правда, не обошлось без накладок - кроме необходимых сверхспособностей и выносливости китайцам очень хотелось волос на лице, которыми они были обделены. Бороды удались на славу, вот только и женщины у них тоже стали бородаты, увы. Но китайцы-гномы с этим встроенным генным багом смирились, и, немного поэкспериментировав, всё же успокоились - зато у женщин нового образца оказалась очень удобная квадратная голова, идеально приспособленная к тому чтобы ставить бокал пива.

У русских с особыми способностями заладилось не слишком. Зато сложилось с отменным здоровьем, долголетием и физической красотой. За что порой отдельных представителей Гондора и Рохана допускают в святая святых - принимают в эльфы, - в результате браков или же за особые заслуги перед Высшими. Русские впрочем расстроились не сильно - пост-человеческое существование их устраивает вполне, территорий для жизни хватает с избытком, воевать всё время находится с кем, а выведенные ими боевые суперлошади могут скрасить любую жизнь, и отнюдь не только в военном смысле.

Арабам же не повезло от слова совсем (хотя сами они так не считают). Возжелав стать могучими воинами, дабы наконец осуществить мировой джихад, они мягко говоря переборщили. То есть воины из орков получились может и отменные, но выглядят они при этом - мама, ой. Плюс с интеллектом у них тоже мама ой, но в квадрате. А уж во что это вылилось в социальной жизни - мама ой и вовсе в кубе. Африку они конечно поработили, и свою новую расу сделали весьма многочисленной, но на этом джихад в общем-то и закончился. Ибо дальше Африки как таковой эльфы арабов-орков не выпускают. Имея при этом полное единодушие с гномами и роххиримами.

Собственно, это и есть основные расы - прочие мелкие генетические казусы (типа тех же энтов) маргинальны, малочисленны, и практически не влияют на общую расстановку сил. Людей же как таковых в новом мире осталось очень немного. Их всячески берегут (вслух об этом никто не говорит, но ясно, что в качестве базового генофонда хомо, на всякий пожарный), опекают, подкармливают таблетками долголетия и здоровья, и стараются не допускать контактов Шира с остальным миром. Чем хоббиты (как стали называть истинных людей) в общем-то вполне удовлетворены.

Наиболее малочисленным (но при этом достаточно влиятельным) стало сообщество магов. Правда волшебства в них нет ни малейшего, зато возможности и правда что близки к эльфийским. Происхождение магов туманно, но вероятнее всего это потомки какой-то коммуны учёных-генетиков (и не только), которые некогда устранились от происходящего в мире безумия, предпочтя свой собственный путь. Результаты исследований они держат в тайне, к себе и в свои дела не подпускают никого, но при этом отнюдь не гнушаются поучаствовать в Больших Событиях, действуя сообразно собственной этике и представлениях о должном и нужном для мира. С волшебниками предпочитают не связываться, сохраняя дружественный или хотя бы не слишком враждебный нейтралитет - даже эльфы, не говоря уже о всех прочих.

Как чужаку Толкину удалось втереться к этим сектантам в доверие, а тем паче получить от них в пользование секретную "магию" - остаётся лишь гадать. Вероятно, профессор был весьма и весьма изощрённым интриганом, и обладая единственным ему доступным благодаря Кольцу ресурсом - временем - смог таки произвести впечатление и преодолеть все препоны. А уж как и кем он при этом представился своим будущим коллегам, что они приняли его за своего - это и вовсе тайна за семью печатями.

А сам Дракон... А что сам Дракон. Дракон одна из многочисленных генных игрушек дорвавшихся до божественного могущества людишек. Как и тролли, гоблины и прочая такая же публика, включая воплощённый кошмар подземелий - Барлога. Большую часть таких уродцев утилизировали (когда поняли, что натворили), но это была отнюдь не быстрая история, и в истории этой достаточно битв, крови и разрушений. Но да - как таковой именно вот этот Дракон последний, самый умный и самый везучий, благодаря чему он и продержался так долго, пока наконец и до него не добрались гадкие эльфы и их приспешники из человеческого прошлого...

На этом месте Дракон издыхает, и Толкин-Гэндальф так и остаётся в неведении - откуда Дракон знает о его истинной природе? Может потому что знаком с его книгами? - это ведь очень древнее существо. И быть может все существующие самоназвания рас именно из его книг и были взяты? Дракон ведь упоминал, что масскульт в эпоху накануне генной революции влиял на людей весьма и весьма. Вплоть до того, что англосаксов звали эльфами ещё до начала всей этой катавасии (хоть и с сарказмом), а обзывать орками всякие малоцивилизованные народы и культуры было и вовсе в порядке вещей...

Ну, а интрига с темпоральными парадоксами и разновозрастными дубликатами Толкина так и остаётся нераскрытой. На тот случай, если книга будет пользоваться успехом, а продолжение будет востребовано.
Tags: ЛобоТомизмы, графомания, культура, футурология
Subscribe

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…