Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Родом из 80-х

Я как-то уже распинался по поводу 30-летних циклов, на которые очень наглядно разбивается новейшая история. Согласно тем моим прикидкам, сейчас на дворе как раз "80-е" - накануне нового культурного взрыва "90-х". Игры с цифрами и циклами это конечно всё детство, но всё равно что-то такое есть, и в воздухе оно витает. А соответственно и киношники это тоже чувствуют, и по своему передают. Как раз в самое последнее время попалось три сериала "родом из 80-х" (все очень недавно выпущенные), которые как раз очень хорошо эту тенденцию иллюстрируют. Причём попались они мне именно что подряд - в чём конечно же тяжело не заметить указание мира, чья гармония не просто не знает границ, но и всё время зашкаливает до неприличия. В каком-то смысле, будучи взятыми совокупно, эти три фильма в общем-то и являются своего рода энциклопедией 80-х (естественно таких, какими они видятся из сегодняшнего дня), высвечивая это забавное время с трёх разных сторон.

"Эш против Зловещих мертвецов" (2015) реанимирует в своё время очень модную разновидность ужастиков - о вселении в несчастных потерпевших древних злобных духов, и сопутствующей сему безнадёжной декадансной борьбе бобра с ослом. Это не новомодные (и уже доставшие до зевоты) зомби, это именно что старое доброе ольдскульное древнее зло, восставшее из какой-нибудь забытой книги или сгнившего подвала в лесном домике. Собственно, сериал и есть реприза тех самых "Зловещих мертвецов", которые мы в своё время засматривали в видеосалонах до дыр. Стилизация, как и водится, трешевая. Вместо компании молодёжи есть 50-летний старпёр, ветеран боёв с восставшими мертвецами, который 30 лет прятался от прошлого, попутно ведя самый что ни на есть восьмидесятнический образ жизни - пил всё что горит и трахал всё что шевелится. А заодно и был хранителем той самой Книги (демонические завывания за кадром).

Юмористические элементы, которые в прежних "Зловещих мертвецах" и прочих таких же поделках были в качестве изюминок, здесь в общем-то и стали основным содержанием - треш он и есть треш. Если мы в своё время специально готовились к очередному просмотру, репетируя скандирование "Селтик! Селтик!" (для того момента, когда няшная мертвячка будет рваться из погреба, закованного цепями), то сейчас весь сериал именно что вот такое скандирование и есть. Забавно, ностальгично, и ни грамма мысли - отличное кино для отдыха вечером трудного дня. Разве что не совсем для семейного просмотра. Кстати, тот редкий случай, когда матерный перевод от "Байбако" много лучше прочих - одни "ёбушки-воробушки" чего стоят (вот только не надо вслед за мной повторять в комментариях глупости - мат всё равно в этом журнале запрещён).

В другом сериале, "Очень странные дела" (2016), обыгрывается другая распространённая версия хоррора 80-х. Назовём её "стивен-кинговской", тем более что создатели фильма именно что фанаты этого культового, хотя на сегодня и несколько обветшалого, автора. Так как тут и само действие отнесено в 80-е, способ вживания в эпоху тоже вполне органичный - сериал снимается как тинейджерское кино, в котором двенадцатилетние подростки умудряются сделать то, с чем не справляются многоопытные взрослые. Получается очень мило и тоже с явным привкусом ностальгии - те самые 50-летние дядьки, которые в предыдущей фильме могли примерить себя к так и не сложившемуся для них вечному разгильдяйскому холостякованию, здесь могут просто и незатейливо взгрустнуть о скромных радостях отрочества: о журнале "Плэйбой" (зачёркнуто) "Пионер", о Крапивине с Булычёвым, об Алисе и Сыроежкине (ориентация тут ни при чём), и вообще о детстве золотом и беззаботном.

Фильм без малейших претензий, но это в нём и ценно - ведь не ради претензий снимались "Назад в будущее" или "Один дома". Сам мистический антураж подобным ассоциациям ничуть не мешает, тем более что авторы изящно совмещают два в одном, обращая мистическую завязку сюжета в развязку с научно-фантастической рационализацией ("Сияющий" + "Туман", если уж вспоминать старину Кинга). Словом, вещица милая, и при этом вполне 6+.

Распущенность в сочетании с ханжеством; крайний цинизм и тут же несколько инфантильная романтизация действительности; стремление к сильным ощущениям при одновременной страсти к максимальному комфорту - то есть всё то, что 80-е умудрялись настолько непринуждённо сочетать, - таким образом и уже отражено. Но была в 80-х и ещё одна страсть, которая потом вылилась в массовое увлечение всяческой экзотикой, от этники до эзотерики; то, что чуть позже у западного человека отрыгнулось в философиях "нью эйджа" и общем декадансе, а у нашего - в трёхлитровых банках перед голубыми экранами с Чумаком, походах на Кашпировского и очередях к гадалкам и экстрасенсам. Да, именно - любовь к бытовой мистике, уютной и без страшилок.

В этом смысле просто замечателен сериал "Детективное агентство Дирка Джентли" (2016), по мотивам книг Дугласа Адамса (того самого, который "Автостопом по галактике"). В котором замечательно обыгрывается псевдонаучная чепуховина, замешанная на крутом растворе всяческих холизмов, солипсизмов, уфологизмов и прочих таких же шарлатанств - старина Адамс всегда умел крепко и едко посмеяться над современниками. В фильме этот смех доведён до предела - полагаю, что если бы Адамс дожил до экранизации, он был бы доволен результатом. Сериаал вполне наглядно стилизован под эстетику 80-х, включая и элементы ретрофутуризма, и вообще то, что можно грубовато определить как "все эти рожи" (набор персонажей и костюмов весьма характерен). Да и действуют тут не старпёры и не дети, а как раз самые что ни на есть молодые люди, в самом что ни на есть соку, как бы подчёркивая, что это их время и последнее слово будет за ними.

Последнее слово оказалось скомканным и невнятным, интуитивные откровения вылились в мракобесные камлания, но при этом время было по-настоящему весёлым и созидательным. А уж то, что построенное оказалось настолько шатким и бесполезным - разве это беда самих строителей?

Очень скоро и наше нынешнее скучное десятилетие будут разбирать по косточкам, и находить его недостаточно весомым, чтобы воспринимать всерьёз. Вплоть до эпитетов "бесплодный" - и будут в этом по-своему правы. А потом придёт время, когда бесплодность отрицать никто не перестанет, но само ощущение таящегося в скуке предвосхищения грядущих откровений будет тоже подвергнуто рефлексии. Пойдут стилизации с такими смешными и непонятно почему модными ай-фонами, в которые близоруко уткнулись все подряд, толкаясь и наступая друг другу на пятки. Гугл-очки, оказавшиеся нереализованным пшиком, будут непременным атрибутом времени, даром что мифологическим. Надежды на переустройство мира посредством 3D-принтеров будут очень тонко и изящно пародироваться (или же наоборот - пародироваться нарочито глумливо, вплоть до напечатанных Господом галактик). А крикливая эклектика хипстеров будет возведена в ранг массовых поветрий, настолько, что и какой-нибудь тихий и скромный до консерватизма бедолага Лобов будет представляться фриком в морковных штанах и зелёных кроссовках на босу ногу - иначе ведь попросту никто не поймёт, что это человек из разудалых 10-х годов ХХI века.
Tags: Буккроссинг, история, кино, человековедение
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…