Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Родом из 80-х

Я как-то уже распинался по поводу 30-летних циклов, на которые очень наглядно разбивается новейшая история. Согласно тем моим прикидкам, сейчас на дворе как раз "80-е" - накануне нового культурного взрыва "90-х". Игры с цифрами и циклами это конечно всё детство, но всё равно что-то такое есть, и в воздухе оно витает. А соответственно и киношники это тоже чувствуют, и по своему передают. Как раз в самое последнее время попалось три сериала "родом из 80-х" (все очень недавно выпущенные), которые как раз очень хорошо эту тенденцию иллюстрируют. Причём попались они мне именно что подряд - в чём конечно же тяжело не заметить указание мира, чья гармония не просто не знает границ, но и всё время зашкаливает до неприличия. В каком-то смысле, будучи взятыми совокупно, эти три фильма в общем-то и являются своего рода энциклопедией 80-х (естественно таких, какими они видятся из сегодняшнего дня), высвечивая это забавное время с трёх разных сторон.

"Эш против Зловещих мертвецов" (2015) реанимирует в своё время очень модную разновидность ужастиков - о вселении в несчастных потерпевших древних злобных духов, и сопутствующей сему безнадёжной декадансной борьбе бобра с ослом. Это не новомодные (и уже доставшие до зевоты) зомби, это именно что старое доброе ольдскульное древнее зло, восставшее из какой-нибудь забытой книги или сгнившего подвала в лесном домике. Собственно, сериал и есть реприза тех самых "Зловещих мертвецов", которые мы в своё время засматривали в видеосалонах до дыр. Стилизация, как и водится, трешевая. Вместо компании молодёжи есть 50-летний старпёр, ветеран боёв с восставшими мертвецами, который 30 лет прятался от прошлого, попутно ведя самый что ни на есть восьмидесятнический образ жизни - пил всё что горит и трахал всё что шевелится. А заодно и был хранителем той самой Книги (демонические завывания за кадром).

Юмористические элементы, которые в прежних "Зловещих мертвецах" и прочих таких же поделках были в качестве изюминок, здесь в общем-то и стали основным содержанием - треш он и есть треш. Если мы в своё время специально готовились к очередному просмотру, репетируя скандирование "Селтик! Селтик!" (для того момента, когда няшная мертвячка будет рваться из погреба, закованного цепями), то сейчас весь сериал именно что вот такое скандирование и есть. Забавно, ностальгично, и ни грамма мысли - отличное кино для отдыха вечером трудного дня. Разве что не совсем для семейного просмотра. Кстати, тот редкий случай, когда матерный перевод от "Байбако" много лучше прочих - одни "ёбушки-воробушки" чего стоят (вот только не надо вслед за мной повторять в комментариях глупости - мат всё равно в этом журнале запрещён).

В другом сериале, "Очень странные дела" (2016), обыгрывается другая распространённая версия хоррора 80-х. Назовём её "стивен-кинговской", тем более что создатели фильма именно что фанаты этого культового, хотя на сегодня и несколько обветшалого, автора. Так как тут и само действие отнесено в 80-е, способ вживания в эпоху тоже вполне органичный - сериал снимается как тинейджерское кино, в котором двенадцатилетние подростки умудряются сделать то, с чем не справляются многоопытные взрослые. Получается очень мило и тоже с явным привкусом ностальгии - те самые 50-летние дядьки, которые в предыдущей фильме могли примерить себя к так и не сложившемуся для них вечному разгильдяйскому холостякованию, здесь могут просто и незатейливо взгрустнуть о скромных радостях отрочества: о журнале "Плэйбой" (зачёркнуто) "Пионер", о Крапивине с Булычёвым, об Алисе и Сыроежкине (ориентация тут ни при чём), и вообще о детстве золотом и беззаботном.

Фильм без малейших претензий, но это в нём и ценно - ведь не ради претензий снимались "Назад в будущее" или "Один дома". Сам мистический антураж подобным ассоциациям ничуть не мешает, тем более что авторы изящно совмещают два в одном, обращая мистическую завязку сюжета в развязку с научно-фантастической рационализацией ("Сияющий" + "Туман", если уж вспоминать старину Кинга). Словом, вещица милая, и при этом вполне 6+.

Распущенность в сочетании с ханжеством; крайний цинизм и тут же несколько инфантильная романтизация действительности; стремление к сильным ощущениям при одновременной страсти к максимальному комфорту - то есть всё то, что 80-е умудрялись настолько непринуждённо сочетать, - таким образом и уже отражено. Но была в 80-х и ещё одна страсть, которая потом вылилась в массовое увлечение всяческой экзотикой, от этники до эзотерики; то, что чуть позже у западного человека отрыгнулось в философиях "нью эйджа" и общем декадансе, а у нашего - в трёхлитровых банках перед голубыми экранами с Чумаком, походах на Кашпировского и очередях к гадалкам и экстрасенсам. Да, именно - любовь к бытовой мистике, уютной и без страшилок.

В этом смысле просто замечателен сериал "Детективное агентство Дирка Джентли" (2016), по мотивам книг Дугласа Адамса (того самого, который "Автостопом по галактике"). В котором замечательно обыгрывается псевдонаучная чепуховина, замешанная на крутом растворе всяческих холизмов, солипсизмов, уфологизмов и прочих таких же шарлатанств - старина Адамс всегда умел крепко и едко посмеяться над современниками. В фильме этот смех доведён до предела - полагаю, что если бы Адамс дожил до экранизации, он был бы доволен результатом. Сериаал вполне наглядно стилизован под эстетику 80-х, включая и элементы ретрофутуризма, и вообще то, что можно грубовато определить как "все эти рожи" (набор персонажей и костюмов весьма характерен). Да и действуют тут не старпёры и не дети, а как раз самые что ни на есть молодые люди, в самом что ни на есть соку, как бы подчёркивая, что это их время и последнее слово будет за ними.

Последнее слово оказалось скомканным и невнятным, интуитивные откровения вылились в мракобесные камлания, но при этом время было по-настоящему весёлым и созидательным. А уж то, что построенное оказалось настолько шатким и бесполезным - разве это беда самих строителей?

Очень скоро и наше нынешнее скучное десятилетие будут разбирать по косточкам, и находить его недостаточно весомым, чтобы воспринимать всерьёз. Вплоть до эпитетов "бесплодный" - и будут в этом по-своему правы. А потом придёт время, когда бесплодность отрицать никто не перестанет, но само ощущение таящегося в скуке предвосхищения грядущих откровений будет тоже подвергнуто рефлексии. Пойдут стилизации с такими смешными и непонятно почему модными ай-фонами, в которые близоруко уткнулись все подряд, толкаясь и наступая друг другу на пятки. Гугл-очки, оказавшиеся нереализованным пшиком, будут непременным атрибутом времени, даром что мифологическим. Надежды на переустройство мира посредством 3D-принтеров будут очень тонко и изящно пародироваться (или же наоборот - пародироваться нарочито глумливо, вплоть до напечатанных Господом галактик). А крикливая эклектика хипстеров будет возведена в ранг массовых поветрий, настолько, что и какой-нибудь тихий и скромный до консерватизма бедолага Лобов будет представляться фриком в морковных штанах и зелёных кроссовках на босу ногу - иначе ведь попросту никто не поймёт, что это человек из разудалых 10-х годов ХХI века.
Tags: Буккроссинг, история, кино, человековедение
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Каток

    К предыдущему, о цифровом гулаге. Нашлись сведущие люди, которые объяснили "на пальцах", как именно подчинение банков позволило государству…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Каток

    К предыдущему, о цифровом гулаге. Нашлись сведущие люди, которые объяснили "на пальцах", как именно подчинение банков позволило государству…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…