Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Возвращение профана

Эпоха национальных государств и индустриализм породили и "массового человека" тоже - несколько поколений всезнаек. Массовое образование способствовало этой иллюзии всезнайства более чем: самые сложные области знания стали обывателю тем не менее понятны, хотя бы в самых общих чертах. Компетентных физиков-ядерщиков можно пересчитать по пальцам, но при этом устройство атомной бомбы способен объяснить любой выпускник средней школы. Радиация и теория относительности это что-то из разряда магии вуду, но и магию вуду тот же самый школьник хоть как-то, да воспринимает - вместе с бесконечностью Вселенной и квантовыми эффектами. Да и устройство транзистора в общем-то ни у кого не вызывает особых вопросов - сюда ток идёт, а туда нет, вот и весь транзистор. Не говоря уже о такой мелочи жизни, как двигатель внутреннего сгорания. Массовый человек жил в уверенности, что Бога наконец схватили за бороду, а Природу - за задницу. Его мир стал понятен и объясним, и тем притягательнее стали эзотерические загадки и паранормальные явления - пресыщенность человека, который познал почти всё, и от пресыщенности заскучал.

Однако же современность в своём актуальном развитии вернула нам то, что во все времена было нормой - профанство, по отношению к наличествующему гению. Соответственно, и профан как обыденность вернулся тоже.

Транзистор был познаваем, но кто толком знает и понимает, как именно работает компьютер - вот если без дураков? Чтобы объяснить на пальцах, как именно вот эти 0 и 1 реализуются в компьютерную графику, например. Или в МР3, не говоря уже о прочих форматных наворотах. Сама деятельность программистов (тех, что колдуют над созданием софта как такового, а не пользуются набором кодов) - даже и она из разряда магии. Но и из программистов очень немногие понимают, а с чем именно они имеют дело, и почему хард соотносится с софтом именно таким образом. А "железянщики" вряд ли смогут внятно объяснить, как именно их "железо" производит конечный цифровой продукт - в программном выражении. Вы только задумайтесь о том, с каким именно количеством параметров работают мастера анимационного кино (те самые, результаты работы которых киностудии держат в секрете и хранят как зеницу ока) - от гравитации до сопротивления (и всех прочих свойств) материалов - вот КАК они это делают? Как физика процесса воплощается в жизнь, становясь объёмным и реалистичным изображением?

А многие ли отважились вникнуть в современные концепции чёрных дыр или новомодную теорию струн? Даже при том, что существует масса научпопа по данному поводу: научпоп при всём желании плохо объясняет философию, а современная физика уже именно что философия и есть. (А порой так и вовсе религия.) Или та же теория эволюции - в середине прошлого века это был нехитрый набор понятных истин; сегодня это мегаблокбастер, к котором количество действующих лиц давно переросло число Данбара, а поэтому и уследить за этим сериалом могут лишь адепты секты дарвинистов, обросшие генетикой, молекулярщиной, и всем прочим бешеным набором инструментов, с точки зрения обывателя совершенно излишних и непознаваемых; и при этом давно уже поминающих Дарвина как такового разве что в ритуальных целях - настолько там всё изменилось. А наука о поведении человека: в которой этология настолько перемешалась с бихевиоризмом, что в результате вылилась в иррациональное описательство социальной психологии, которая даже не делает попыток что-то объяснить, а стремится хотя бы успеть зафиксировать все обнаруженные феномены - пока не началось, и пока объём феноменов хоть как-то учитывается, и хоть как-то описывается с точки зрения якобы нормы - потому что что такое норма, тоже давным-давно непонятно.

Какое понятие обо всём этом безумии и разноголосице имеет нынешний выпускник средней школы? Весьма относительное. Зато у него есть "домик" - который в общем-то и обращает профанство в наоборот - средство индивидуальной защиты. И этот "домик" это "культура навыка", которая плавно и ненавязчиво сменила "культуру знания" (и памяти) - вместе с появлением Его Величества Гугла в каждом утюге. Школьник не имеет ни малейшего понятия о теории струн, но если завести с ним разговор, он очень быстро сможет нагуглить что это такое и с чем его едят, и отчитается безупречным рефератом на три, а то и четыре комментария (или даже поста). Понять он при этом всё равно ничего не поймёт, но ОБЪЯСНИТЬ (как всё же до сих пор дитя индустриализма, которое без объяснений не мыслит ни себя, ни мир) - сможет.

Гиперинформационную эпоху принято ругать за белый шум, но именно белый шум спасает современного человека от безумия и столь несвойственной "массовому человеку" неуверенности в собственном понимании мира. Он не понимает этот мир, но - он легко этот мир ГУГЛИТ. И только поэтому сохраняет душевное здоровье.

Вообще, историю цивилизации часто описывают как бег по льдинам во время половодья. Казалось бы, всё - лошадей слишком много, так как всё больше и людей тоже, и у людей этих всё больше денег на извозчиков, а значит лошади вот-вот загадят весь мир, и города погрязнут в антисанитарии и эпидемиях. Но. Внезапно появляется автомобиль - который приносит новые проблемы, но который делает навязчивый психоз переизбытка навоза смешным нонсенсом вчерашнего дня. То же самое со смогом (из-за угля) и явлением нефти. И т.д., и т.п. - вся история человечества это история таких вот внезапных и непредсказуемых спасений от апокалипсиса, которые (спасения) через какое-то время становятся новыми апокалипсисами.

Интернет явление из того же ряда - без него новый профан нового века (века крайней специализации и разрастания научных и технических дисциплин в локальных, но гиперобъёмных монстров) превратился бы в ничтожество, уже лет двадцать как созерцающее с открытым ртом чудеса, происходящие в горних высях, и осознающее свою ненужность в этом чрезмерно усложнившемся мире. А с гуглом новоявленный профан бултыхается, болтается какашкой в проруби принципиально непостижимого, но при этом не теряет ни оптимизма, ни вкуса к жизни. Очередной прыжок со льдины на льдину случился, и теперь уже сам этот прыжок стал проблемой из разряда "всё пропало": образование не успевает за реальностью, читают и знают всё меньше, что делать, как жить, ужас-ужас три раза.

Да вот так в общем-то и жить - как живётся. А там уж как-нибудь оно да и обустроится. К вящему ужасу следующих поколений.
Tags: Троллейбусное, интернет, научное, образование, социальная психология, цивилизация
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…