Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Культурный контекст

Попробую уточнить мысль. "Спектакль" это не значит, что "всё спланировано от начала до конца, а они все просто притворяются" - нет, речь не об этом. Да, несомненно у действа есть режиссёры, есть сценаристы и есть актёры. Но есть и законы жанра как таковые. И когда начинается очередное представление, оно внутренне, само в себе, до определённой степени детерминированно. Не до той конечно степени, чтобы торговаться и приходить к консенсусам не было никакого смысла - отнюдь - всё это более чем присутствует, и борьба за власть идёт настоящая, без дураков и поддавков. Но и сама логика процесса, которая есть сила надличностная и от конкретных персон и решений зависящая лишь опосредованно - она тоже в наличии. И это и есть то, что я назвал в прошлой записи "законами жанра".

Сложность на самом деле не в идентификации и оценке самого "спектакля" (это как раз несложно - тут достаточно даже зачатков эстетического чувства и чувства стиля), сложность в различении "спаек" между разными спектаклями, идущими нон-стоп. Как раз эти самые спайки - когда один процесс завершился, и пошёл другой, порой противоположный - видны на обывательском уровне очень плохо, и могут верифицироваться разве что на уровне ощущений, и лишь изредка в виде конкретных маркеров. И чем более богатая и опытная культура, тем подобные спайки заметны меньше. Однако же, чем более богатая и опытная культура, тем и влияние самой логики процесса оказывается сильнее - играет культурный контекст как таковой.

Вообще, миром правит не политика, и уж тем более не экономика - это не более чем следствия общего культурного уровня. И даже военное могущество или ничтожность это в первую голову культурный фактор, а потом уже всё остальное. Не говоря уже о "мягкой силе" - том, что в постиндастриале армию всё более замещает. В этом смысле США это страна хоть и молодая, но страна высочайшей культуры. Можно сколь угодно смеяться над реднеками или "тупостью" Голливуда, можно сколь угодно рассуждать о "почернении" или "латиноамериканизации" США, но всё это никак не отменяет того простого факта, что Штаты это не просто политический мировой гегемон, но гегемон и культурный тоже. Причём на всех уровнях - начиная от науки и технологий, и заканчивая банальными джинсами и хот-догами. Мировой жандарм и законодатель мод одновременно - это полноценный джентльменский набор мирового лидера, и он у Штатов присутствует в полном объёме. А соответственно, и в смысле культуры американцам жаловаться в общем-то не на что.

Больше того - американская культура внутренне весьма здоровая и выносливая, и соскальзывание в разлом выпадения из культурного контекста в ней просматривается не слишком. А ведь срыв столь увлекательного и значимого спектакля, как нынешние выборы, на роль разлома претендует вполне. В связи с чем вопрос, а чем будет чревата победа Клинтон, отнюдь не лишён смысла. При всей своей оправданности "в силу вещей", вообще-то этот исход будет весьма странен, и будет свидетельствовать о серьёзных и глубоких проблемах американского общества.

Да, логика "спектакля", даже будучи всемерно усилена мощью культуры, отнюдь не всесильна, и сбои "драматургии" происходят сплошь и рядом. И не в смысле "надо же, как неожиданно" (это как раз вполне в норме вещей), а в смысле того, что идёт разлом реальности, спектакль "ломается", и сквозь обломки драматургии проглядывает инферно - даже если это инферно и принимает порой комедийные формы.

("Кумедь" здесь в любом случае кажущаяся - в конце концов, и над гадящим себе под ноги постреволюционным населением Петербурга тоже при желании можно похихикать. И над "тупыми хохлами", выбравшими в качестве президента Порошенко, на котором клейма негде поставить, настолько дискредитированная фигура - тоже, в общем-то, можно поржать (и ржут). Но смех этот больной и нелепый, в лучшем случае от отчаяния. Ибо смеяться здесь совершенно не над чем: разлом он и есть разлом, а последующее за разломом выпадение из культуры как таковой и вовсе заставляет содрогаться и ужасаться скорости человеческой деградации.)

Победа Клинтон и станет подобной "ломкой" спектакля. И можно лишь предполагать, разлом какой силы эта ломка вызовет, и круги какой мощности от подобного провала пойдут по планете. Почему я и говорю, что на самом деле казалось бы самому понятному исходу этих выборов - победе Клинтон - лично я буду чрезвычайно удивлён, и удивлён более чем неприятно. Потому что сегодняшний "спектакль" - он о другом. Он выстроен иначе, в нём сама сюжетная линия предполагает иные расклады, иные разрешения конфликтов "героев и злодеев", нежели следуют из президентства старушки Хиллари. И "неожиданная развязка" в этом спектакле тоже направлена в иную сторону.

Есть и ещё один момент, который сбивает прицел, и искажает восприятие шоу - та самая не слишком заметная "спайка", о которой вскользь говорилось выше. То есть широкая публика попросту не заметила, что спектакли в репертуаре где-то так в середине лета поменялись. И что спектакль "долгожданная Хиллари" был снят с показа, а вместо него началось другое представление - "наконец-то Трамп".

В том числе в этом смысле повлияло и обилие пропагандистской чуши относительно Трампа как "несистемного политика". Тем более, что активно педалируемая "несистемность" кандидата от республиканцев это не только чёрный пиар, это одновременно ещё и реклама (ну, вот такой неоднозначный спектакль, да), отчего чушь усиленно ретранслируется по всем вообще каналам. И отчего ею настолько немудрено проникнуться (ощутил в том числе и на себе тоже).

(Продолжая аналогию: вы пришли в театр, а вам выдали программки из другого представления. Причём не просто попутали пачки буклетов, а именно что намерено их подменили, да так, чтобы сразу понять, что с программкой что-то не то, было затруднительно. И мало того - эта нарочитая путаница является частью сознательного "режиссёрского замысла". Люди переглядываются, на лбу морщины сомнений, но ведь "написано же!" Поэтому про себя что-то там бурчат, но вслух возмущаться не решаются - под ехидный хохоток выглядывающих из-за кулис "работников театра", которые в курсе сути перфоманса.)

Впрочем, анти-пиар, который одновременно является рекламой (в зависимости от потребителя контента) это не более чем удачный сюжетный поворот (ну, или же спецэффект). А есть вопросы и поинтереснее. Что стоит за случившейся летом "сменой репертуара"? Или - когда именно была произведена "спайка", и что именно ей сопутствовало? Смена репертуара это смена эпох, возвращение к норме, преодоление вируса политкорректности и глобализации (которые совсем уже "через колено"), осознание проблемности этого вируса (в отличие от источника - Европы - которая разве что прочихается, да и то в основном в лице главных европейских терпил - Германии), или же не более чем временная смена декораций и передышка? Ну, и т.д.

Однако же, задаваться подобными вопросами всерьёз можно будет уже лишь постфактум, и лишь в том случае, если шоу закончится "согласно сценарию". Если же спектакль будет и правда что "поломан", если победит Клинтон, и столь предвкушаемой "неожиданности" как победа на выборах Трампа так и не случится - вопросы эти попросту потеряют актуальность. Ибо провалившемуся представлению никак не место на страницах респектабельной театральной критики.
Tags: МирСбоку, культура, политика, пропаганда, шоу-бизнес
Subscribe

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…