Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Глядя в телевизор

Кстати, о кино. Так как все смотримые сериалы позаканчивались, а ничего толкового нового не попадается (и даже новые сезоны вроде бы хороших работ в этом году как-то рекордно унылы и разочаровывающи), поневоле пришлось восполнять накопившиеся пробелы в большом кино - как недавние, так и давнишние. Из недавнего пропущенного есть смысл отметить "Прометей" и "Великий Гэтсби". И тот, и другой фильмы были мною в своё время отложены на потом из-за множества отрицательных отзывов, но в очереди просмотра они всё равно так и болтались, пока наконец не дошли руки посмотреть - вот прямо сейчас, благодаря осенней спячке.

О "Прометее". Вообще, я крайне удивлён тому, насколько отрицательно фильм встретили по выходе (положительных отзывов что-то и вспомнить толком не получается). При том, что это весьма добротная, качественная работа. Не без слабых мест в смысле сюжетном, но слабости эти вполне оправданы самим жанром и репутацией цикла. А уж зрелищность фильма вполне все эти мелкие провисания восполняет - снято достойно. Похоже, что многочисленные хулители просто не поняли, что именно они смотрели и о чём фильм как таковой. Я заранее воспользовался подсказкой ДЕГа, и смотрел фильм именно через призму "Лоуренса Аравийского", доверившись в этом смысле не только ДЕГу, но и самому Ридли Скотту, который и правда что "Лоуренса" здесь активно цитирует. Могу подтвердить - это правильная точка зрения, иначе теряются многие важные нюансы.

Кстати, о "Лоуренсе Аравийском". У меня этот фильм в ассоциации отчего-то очень жёстко связан с "Дюной". Пустыня, мусульманство, замах на эпичность, скомканность и неоднозначность вроде бы безусловно героических героев - в общем-то ассоциациям есть откуда взяться. Плюс, в качестве дополнительного каламбура, русское созвучие имён режиссёров - Дэвид Лин и Дэвид Линч (Lean и Lynch - пишутся и значат понятно что совсем по-разному и совсем разное). Жанры опять же - вроде как категорически отличаются (фантастика и исторический фильм), но мне всегда и здесь чудилось какое-то сродство. И вот я вдруг понял, что это сродство противопоставления. Которое можно выразить так: "Если "Дюна" это максимально честная история в максимально фальшивом и бездарном исполнении, то "Лоуренс" наоборот - максимальное честное и талантливое исполнение максимально лживой и фальшивой истории". Не знаю кому как, а лично для меня это своего рода паззл, который через вот эту формулировку наконец сложился.

"Великий Гэтсби". Впечатление несколько странное, но при этом совершенно однозначное. Как история фильм не трогает совершенно: "никого не жалко". Зато как эстетический образец это идеал и эталон. Фильм вроде как любовная и одновременно трагическая история, но ни любовь, ни трагедия здесь совершенно не интересны. Зато это безумно красивая картина. Не зрелищная (хотя и это тоже есть), а именно что красивая. Здесь нет ни одного лишнего кадра, это своего рода поэзия, выраженная в кино. Поэзия холодная и безразличная, но - высокая и стильная. Попытался вспомнить ещё хотя бы одну настолько же безупречную в смысле видеоряда работу - вспомнился разве что китайский "Герой" (тот самый, где три части разных цветов). Но "Герой" это сказка, это миф, там красота органична и понятна. Здесь же по сути быт, обыденность, и эстетическая безупречность визуальной поэзии в нём кажется непредставимой и невозможной. А она есть. Соответственно, если пытаться смотреть этот фильм как именно что историю, то будет скучновато. Но смотреть его надо иначе - как картину, в которой нет ни одного лишнего мазка и всё на своих местах.

Ещё - совершенно непредставимый уровень работы с саундтреком. Например, в музыкальное сопровождение вечеринок 20-х годов постоянно добавляются анахронизмы - то техно-ритмы 90-х, а то и вообще "рэпчег". Подобные вещи в принципе не могут работать - ткань фильма тем самым разрушается, получается пародия на пародию, и неизбежно ощущение не просто комедии, а комедии дешёвой. Это обычно так. А в этом фильме всё иначе - здесь эти музыкальные анахронизмы не просто работают, они не просто не разрушают органичность фильма эпохе, они совершенно парадоксальным образом её подчёркивают и доказывают. Как это удалось создателям фильма - ума не приложу. И тем не менее удалось. Кстати, и в актёрской игре подобные анахронизмы тоже поддерживаются - в фильме много чисто современных жестов и поведенческих моделей - именно что нарочитых. И они тоже удивительным образом не "осовременивают" фильм, а ровно наоборот - добавляют ему аутентичности "духу эпохи". Как у людей это получилось сделать - просто не понимаю. Воочию наблюдаешь невозможный перпетуум мобиле, который, вопреки всем законам физики, работает. Завораживающее зрелище.

Есть и вообще невозможный исходя из реальности эпизод. Это когда Ди Каприо вдруг обнажает свою гангстерскую сущность, и тем самым пугает свою возлюбленную до икоты. Вот само это преображение - я так и не смог понять, как именно оно было сделано. Актёрская игра там есть, но она впечатляет не слишком, слишком нарочито и не убеждает. А вот звук, резкая смена кадра - они решают практически всё, на уровне ощущения хоррора, но при этом на ровном месте, "без ужасов". Я этот момент перематывал раз двадцать подряд, и всё равно не понял механизма воздействия, и того, что именно даёт вот это ощущение разлома реальности.

Словом, если резюмировать - фильм к просмотру обязателен. Хотя бы в качестве само-теста в смысле эстетического чувства. Если заснёте в середине фильма, можете смело и без зазрения совести экономить на Эрмитаже и Третьяковке - живопись и красота вам не нужна, не близка, и смысла тратиться на подобные глупости у вас нет ни малейшего.

Ну, и для симметрии и ещё один старый фильм, из пропущенных, и при этом "культовых". Что имел в виду БГ, упоминая "голову Альфредо Гарсии", я давно собирался выяснить, но как-то всё время забывалось. Наконец дошло дело и до этой лакуны. Фильм "Принесите мне голову Альфредо Гарсии" (1974 г.) интересен в первую очередь в смысле истории кино. С одной стороны это предвосхищение треш-эстетики 90-х (того же Тарантино), и одновременно это именно что самый что ни на есть стандартный фильм убогих духом 70-х. То есть люди здесь действуют уже как психопаты, но при этом так и остаются рефлексирующими гуманистами, которым больно ото всего и у которых вавка в голове требует объяснения и разложения по полочкам, а лучше так и сразу психоаналитика. Вот этот культурный и эстетический разрыв, глядя глазами зрителя из 21-го века, он производит впечатление, правда. Вплоть до того, что так и подмывает сказать: "Свежо!" И это при всей ветхости картины - как в съёмках, так и в изображении характеров.

Удивляться, что фильм в своё время не был воспринят, не приходится - это как раз понятно, для 70-х это всё было "не о том". Но и увидеть современный ремикс этой истории тоже хотелось бы не слишком - снимут именно что психопатов, а это всё впечатление испортит напрочь. То есть, это классический "неправильный" фильм - не ко двору, не ко времени, - но и обогнавшим своё время его тоже не назовёшь, в силу полного соответствия эстетике своей эпохи. Вообще, такие работы всегда очень интересны - это как черновики незаконченных книг, тут есть поле для личного участия и личного вникновения. Это редкие работы, и как правило не слишком известные. Но их чрезвычайно интересно смотреть именно с эволюционной точки зрения, как на тупиковые ветви, в которых грамотные эволюционные решения оказались направлены не туда и не за тем, и получился этакий монстр, которого поучительно повертеть в руках и позаглядывать во все видимые и невидимые отверстия. То есть интерес тут скорей исследовательского плана, это так. Но в общем-то и как фильм (история, съёмки, игра) вполне смотрибельно, особенно для любителей "старого формата".
Tags: Буккроссинг, кино
Subscribe

  • Текущее

    - Ну как, ты уже попал в "Форбс", в список богатейших жителей России? - А как же! Я в числе первых ста сорока миллионов... *** Ув.…

  • Аттракцион

    Ох. В суете бегущих дней в очередной раз позабыл про свой личный день сурка - день рождения вот этого самого журнала, который как раз 2 февраля (2010…

  • Житейское

    Маленькое объявление, или типа того. Так сложилось, что (своего рода) формат этого ЖЖурнала со временем тоже сложился, извините за каламбур. Это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Текущее

    - Ну как, ты уже попал в "Форбс", в список богатейших жителей России? - А как же! Я в числе первых ста сорока миллионов... *** Ув.…

  • Аттракцион

    Ох. В суете бегущих дней в очередной раз позабыл про свой личный день сурка - день рождения вот этого самого журнала, который как раз 2 февраля (2010…

  • Житейское

    Маленькое объявление, или типа того. Так сложилось, что (своего рода) формат этого ЖЖурнала со временем тоже сложился, извините за каламбур. Это…