Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

О социальной мимикрии

В этом смысле довольно интересно наблюдать среднеазиатских мигрантов - местных "героев невидимого фронта". Которых здесь принято "не замечать", при столкновении относиться довольно пренебрежительно, и за людей держать лишь весьма условно. Впрочем, Петербург и вообще город довольно-таки расистский. В объявлениях по сдаче жилья никто и не задумывается о политкорректности, например - "русской/славянской семье" (а не "российским гражданам") пишут не задумываясь. Да и в том же "Зените" негров отродясь не водилось, ибо "народ не поймёт". И даже кавказцы здесь ведут себя, сравнительно с прочей Россией, довольно прилично: в 90-е "охота на хачей" была у местной гопоты одним из излюбленных видов спорта, так что воспитали, да, и до сих пор вчерашняя память у людей работает - тут не Москва, надо бы поскромнее, а то можно ведь и по щам.

И это не в качестве какого-то там бахвальства, упаси боже, просто констатация факта. Собственно, гопота ведь и сейчас никуда особенно не делась, и в случае чего вспомнить былые деньки не откажется. Нет, отжимать кожанку "у чурки" уже никто пожалуй не станет, но вот при проявлениях "борзоты" могут и "втащить", чисто для профилактики. А уж в ларьке после десяти вечера бахнуть по прилавку кулаком "какой-такой запрет, гони пару пива, и побыстрее, а чек себе завтра пробьёшь" - это и вовсе обычное дело. И в "русских" ларьках люди себя так не ведут, конечно же.

Отношение к азиатам на этом фоне можно даже сказать любовное. Потому как злобы в этом смысле у местных не водится, отношение скорей снисходительное, как к братьям меньшим и неразумным. Что никак не отрицает повального пренебрежения. "А, ну это же узбеки - что с них взять?" "Ленивые, неопрятные, если специально не скажешь - за собой никогда не уберут, если над душой не стоять, будут часами прохлаждаться. Хотя, если контролировать, то да, стараются". Ну, и т.д. Сами же "узбеки" (отличать собственно узбеков от прочих среднеазиатов здесь никто и не старается) надо признать этим своим имиджем пользуются вполне успешно.

Бо́льшей частью это ведь те же крестьяне и есть, что психологически, что по мировоззрению. Со всеми сопутствующими качествами - хитрецой, желанием прохалявить при любом удобном случае, умением придуриваться и корчить из себя дурачка бо́льшего, чем на самом деле. Соответственно, им такое отношение русского Ивана только на руку - при любых рабочих претензиях достаточно всего лишь похлопать наивно глазками: "Эээ, зачем ругаися, насяльника?" - Иван поорёт для порядку, но всё равно плюнет, и придираться особенно не станет. Позиция не просто удобная, а в сложившихся условиях самая логичная, с крестьянской точки зрения. Ибо рви ягодицы или не рви, больше всё равно ведь не заплатят. И даже не потому, что сам Иван такой уж зашоренный и негибкий, а потому что платит Иван какому-нибудь армянскому подрядчику, а тот всё равно ведь обидит и не доплатит, хоть как ты не работай.

Иваны в этом смысле тоже разными бывают, это-то понятно. Шеф, например, при ремонте вовсю ругался с подрядчиком из-за его отношения к собственным рабочим: "Зачем людей обижаешь, Гигам? Ты мне какую смету выставил? Вот такую-то. Сколько ты там на зарплаты заложил? Столько-то. Почему тогда платишь людям в два раза меньше, зачем обманываешь - и меня, и рабочих? Нехорошо это". Одного из узбеков, самого толкового и трудолюбивого, шеф у подрядчика даже в наглую отжал: "У меня ему лучше будет, а тебе урок". Но шеф в этом смысле человек и вообще уникальный, справедливость для него не пустой звук, а краеугольный камень в основании собственного мировоззрения - таких нынче делают крайне мало, и чаще всего в экспортном варианте. В основном же иванам на копошащихся под ногами смуглых трудящихся глубоко наплевать: "А, ну это же узбеки - что с них взять?"

Крестьяне же примитивны, но отнюдь не глупы. И правила социальной мимикрии они усваивают чрезвычайно быстро. Сообразуясь при этом со своими деревенскими понятиями - что местные воспримут, а что нет; что свои же тебе простят, а за что и "хату спалить" могут. Вот буквально пара примеров.

Соседи-мигранты. Уже довольно благополучные - отец семейства здесь не сам в бараке на восемь рыл в комнате, а с семьёй, даже бабушку перевезли. Дети говорят по-русски, ходят в школу, приучены с соседями здороваться, одеты прилично, не хуже прочих. То есть люди именно что активно ассимилируются, всеми силами вживаются в Город, воспользовались шансом, и терять его не собираются. Мало того - люди не просто приятные и вежливые, но очень тихие, мы на их фоне наверное просто скандалистами и склочниками выглядим, со своими иногда кухонными спорами по тому или иному поводу. А уж наш младшенький, так тот и вовсе громче и шумнее всех трёх соседских вместе взятых.

И вот идёшь ты мимо этого семейства, выгуливающего детей на площадке. Краем уха слышишь, как муж говорит с женой по-ихнему: голос властный, уверенный, мягкий баритон, но со стальными нотками - сразу слышно благополучного Отца Семейства, знающего себе цену, и требующего к своим словам уважения и внимания. И тут один из детей куда-то полез, куда не следовало. "Эй, ты куда? А ну быстро вернись на место!" - и голос при переходе на русский сразу же становится привычным визгливым дискантом, столь знакомым по анекдотам и юморескам из "Нашей Раши".

Почему? А по кочану. Потому что АРХЕТИП. Потому что так принято. Потому что иначе не поймут - ни свои, ни чужие. Потому что "чурка" в русской среде именно так и должен говорить - с анекдотическими подвизгиваниями. Избавится человек от акцента - избавится и от подвизгиваний тоже. И сам не заметит, как это с ним произошло, и что именно случилось, тоже не осознает. Но - перейдёт тем самым в статус "казаха", или даже "татарина" - в силу одного только отсутствия акцента. И даже не подумает этот свой новый статус опровергать, хоть про себя и будет посмеиваться над русским Иваном, который отличить не умеет. Ну, а уж дети-то и вовсе в этом смысле сложностей иметь не будут по определению - они уже со средней школы превратятся в "казахо-татаринов", и таковыми же дальше жить и будут.

Или другой пример. Вот почему мигранты все как один ходят в "униформе"? Их ведь издалека заметно - по спортивным штанам, по курточкам, по дурацким шапочкам, да и по походке тоже, если уж на то пошло - не то чтобы согнувшихся, но "искоса-низко-голову-наклоня" это именно о них и есть - этакая постоянная настороженность. То есть даже и в лицо заглядывать не надо на предмет нацпринадлежности, сами "светятся", издали - что весьма удобно тем же полицейским, шерстящим публику на предмет легальности нахождения на территории. И вот казалось бы - чего проще? - оденься НОРМАЛЬНО, в том же секонде это выйдет в копейки, но если ты будешь не в "униформе", то тебя ведь ни одному полицейскому остановить и в голову не придёт: ну, вот идёт себе казахо-татарин, одет обычно, явно из местных, чего его вообще трогать? Через пару месяцев свободы от ментовского произвола и походка выровняется, и тогда и вовсе ни одна падла на тебя покушаться не станет, хоть вообще на покупку патента забей.

Но нет - так и бродят стайки бедолаг, одетые как из инкубатора, чуть ли не ежедневно шерстимые полицией на предмет нужных документов, и всё так же "низко-голову-наклоня". ГОДАМИ БРОДЯТ. А "униформу" не снимают. Почему? От глупости? Куда там - всё крестьяне понимают отлично! Но - не переоденутся ни в жисть. Ибо их тогда своя же сельская община перестанет воспринимать за своих, и начнёт чмырить - "ты чё, самый умный", вот это всё. Тупы не крестьяне сами по себе, туп крестьянский общинный обиход жизни, в котором главный закон - не выделяться.

Зато когда крестьянин из этой общины наконец вырывается! Когда он из вчерашнего крестьянского существования в Городе начинает наконец в нём жить! И куда вся эта крестьянская тупость девается - буквально в считанные месяцы.

Тот же спасённый шефом от алчных армян Турам, которому тем самым посчастливилось стать "сыном полка". И пары месяцев не прошло с тех пор, как избавился человек от общины и начал работать на русского Ивана напрямую, а не через хитрожопого рабовладельца - и уже любо-дорого посмотреть! На работе, понятно что, он так "узбеком" и остался - "человечка" любят, не обижают, но и за своего не принимают, и не примут никогда. Но ведь ПОСЛЕ РАБОТЫ - это и уже ЧЕЛОВЕК, а не "человечек". Шапочки, курточки и спортивники куда-то исчезли - вместо них нормальные джинсы и модная куртка. Человек идёт расправив плечи, а не "искоса-низко-голову-наклоня", и плевать он хотел на ментов - а те и не думают его трогать. Прикупил за копейки раздолбанную "шаху", рассекает - уже ведь мужик с тачкой, а не какой-то там нищеброд гастарбайтер. А соответственно - и девушка у мужика образовалась, по азиатским меркам практически красавица. А почему нет? - мужик ведь, с тачкой, надёжный, да и сам по себе парень симпатичный - как такому отказать?

А что при этом изменилось-то? Человек получил российское гражданство? Нет. Человек перестал быть разнорабочим, и освоил хорошую профессию? Тоже нет. У человека как-то особенно поменялся социальный статус? Так тоже ведь нет! И тем не менее - жизнь у человека изменилась кардинально. Потому что он наконец не просто переместился в Город физически, но и получил возможность потихоньку становиться горожанином. Только-то и всего. И одно это изменило его жизнь категорически. Вот и вся социальная мимикрия.
Tags: МирСбоку, демография, миграция, социальная психология
Subscribe

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Общечеловеки

    В моей ленте чтения эта ссылка попалась раза три: " жуткая штука эта ваша история". Ну то есть я понимаю, что моя лента чтения вещь достаточно…

  • Ещё о фильтрах

    Есть одна вещь, которая очень сильно затрудняет восприятие современного мира и его реалий, и многократно усиливает воздействие белого шума. Вещь эта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Общечеловеки

    В моей ленте чтения эта ссылка попалась раза три: " жуткая штука эта ваша история". Ну то есть я понимаю, что моя лента чтения вещь достаточно…

  • Ещё о фильтрах

    Есть одна вещь, которая очень сильно затрудняет восприятие современного мира и его реалий, и многократно усиливает воздействие белого шума. Вещь эта…