Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Четвёртое «Х»

Всегда говорил, что «идеал» мерзости лично для меня – это три «Х»: хамство, халтурность и халявность. И по сути, именно этими словами можно описать и нашу власть, и наше общество в его негативных проявлениях – в целом.

Хотел добавить к этому чудному списку ещё и четвёртое «Х» – ханжество, но подумал и понял, что это явление в корне отлично от выше указанных.

Что хамство, что халтурность, что халявность – это скорее из разряда качеств, или свойств характера – как личного, так и национального. А вот ханжество – это целый мир, целый образ жизни, целое мировоззрение, причём принимаемое носителем его абсолютно добровольно и выражаемое с крайней степенью искренности…

Ханжество – по сути осуждение (или способность на осуждение) поступков или мнений другого человека (и даже целого народа) с точки зрения неких общественных установок или мнения некого авторитета. Это – незыблемое ощущение собственной правоты и чужой неправоты – а что может быть надёжнее, основательнее, приятнее и полезнее для самооценки, чем такое вот самоощущение, чем такая вот способность и возможность судить и осуждать, а тем паче – давать советы и учить жизни?

В какой-то степени ханжество свойственно всем. Как идеальных ханжей, так и идеальных не-ханжей в природе в чистом виде не существует. Есть просто более или менее свободные или не-свободные от условностей люди.

Если представить себе идеального ханжу – то это самый лучший и управляемый винтик в тоталитарной машине любого государственного образования. Это человек, который воспринимает любое ограничение свобод, прав и желаний в силу некой необходимости – от свободы слова до права на отдельный санузел – главное, чтобы эта необходимость была обусловлена. Не зря поэтому ханжество в любом государстве, стремящемся к тоталитаризму, становится настолько распространённым и поощряемым, чего бы оно ни касалось – религии, секса или идеологии правящей верхушки. И не зря оно может иметь любое выражение – от «классовой сознательности» до «политической корректности», в зависимости от направленности самого тоталитарного государства, будь то «коммунистический» Советский Союз, «демократические» Штаты, «правоверные» Эмираты или «конфуцианский» Сингапур.

А если представить себе идеального не-ханжу, то это будет чрезвычайно раскованный, свободолюбивый, но и толерантный человек, которому будет тесно и неуютно при любом способе государственного устройства, и который, будучи думающим человеком, неизбежно придёт к идеям анархизма.

Слава богу, и один, и второй тип в чистом виде встречается крайне редко. Ибо и то, и другое – чрезвычайно радикальное явление, с которым чрезвычайно тяжело находить общий язык – практически не находится ни одной точки соприкосновения и опоры, на основе которой можно было прийти к необходимому в жизни компромиссу.

Однако же, людей, которых можно с известной долей условности назвать «ханжами» (т.е. в почти чистом виде), всё же намного больше, чем наоборот. И это не удивительно. Ханжество – это отличный заменитель религии, прекрасный источник устойчивости и последовательности мировоззрения, требующий ко всему прочему минимальных усилий по поддержанию его в состоянии устойчивости. Которое даёт человеку очень важную вещь – уверенность в себе и своей правоте. А также помогает избегать во многих ситуациях тяжёлой проблемы выбора – позволяя действовать стереотипно, т.е. не задумываясь о произведённых действиях или выражении мнения.

Однако же, это не значит, что ханжа – это однозначно не-думающий, или тем более глупый человек. Думающий человек тоже вполне может прилагать какие-то умственные усилия – для закрепления себя и своей самооценки в системе удобных ему ценностей и мнений, и не выходить за её пределы ни в коем случае, какие бы ни были к этому причины и поводы.


Вот приблизительный список мнений «думающего ханжи» по основным «камням преткновения»:

- религия. Верить лучше, чем не верить, ибо это помогает оставаться в пределах общественной морали, и может остановить человека от правонарушения. А также даёт спокойствие и гармонию с миром. А также помогает переживать жизненные неурядицы. И т.п. «а также». Если уж не получается верить, то нужно хотя бы исполнять какие-то самые необременительные из ритуалов – по крайней мере, от этого никому хуже не будет.

- секс. Конечно же, всё, что делается по обоюдному согласию, допустимо. Однако же, определённые ограничения должны быть. Потому что твоя сексуальная свобода неизбежно может кого-то задеть. Поцелуи на улице могут быть кому-то неприятны. Походы в секс-шоп могут сказаться на твоей репутации. Эротическое видео может обнаружить ребёнок. Супружеская неверность может разрушить чужую семью. И т.д. и т.п. Здесь поле деятельности для ханжи поистине неограниченно – ибо нет более затабуированной вещи в социуме, чем секс.

- мат. Как правило, этим видом устойчивого ханжества грешат практически все. Даже те, кто и сам не против когда никогда отпустить «крепкое словцо». У каждого есть свой «предел» терпимости, после преодоления которого вы обязательно услышите что-то про детей. Или про «меру знать». Доводы о том, что это всего лишь слова, которые по определению не могут быть хуже или лучше других слов в языке, а их нецензурная функция просто является предметом общественного соглашения, сиречь табу – ханжой любого уровня осознаны быть не могут. Ибо выражение «но ведь это могут услышать дети!» в их устах обладает подобием святости и непререкаемости молитвы. Ответ «ну, и что в этом такого, если услышат?» повергает противников мата в каталептический шок, при котором они в лучшем случае уйдут с гордо поднятой головой и всей мировой скорбью за вас, заблудшего, а также всем мировым презрением к вам, недостойному, – на лице – причём, одновременно и с скорбью, и с презрением. В худшем – на вас начнут брызгать слюнями, и обзывать всяческими «нехорошими», но предельно цензурными словами.

- ответственность. Под «безответственность» можно подвести практически любое действие. Чем данный вид обвинений ханжи особенно ему, ханже, и удобен…


Список можно продолжать, на самом деле, до бесконечности. Это и внешний вид, и «вредные» привычки, и отношение к проституции, и отношение к ношению оружия или ограничениям скорости на дорогах. Ибо нет такой области жизни, по которой ханжа мог бы не иметь своего мнения. (Это, кстати, одна из главных примет ханжи. Так же, как и использование демагогии в дискуссии. Так же, как и перевод дискуссии в план личностных оценок.) Я список дальше продолжать не стану – вы ведь уже поняли принцип формирования мнения по каждому вопросу? Нет? Объясняю. Главное – возможность опереться на:

а). догмат или авторитет;

б). общественную поддержку;

в). общественные же интересы, которым противостоит мнение или действия индивидуальности;

г). интересы детей, пожилых людей, инвалидов или любых других социально-слабых групп, интересами которых (настоящими или мнимыми) так удобно прикрываться, в силу автоматической «недостойности» и «аморальности» любого, кто на них (интересы) покушается, или же сам ханжа считает, что покушается (что без разницы);

д). просто возможность назвать человека дураком. Потому что он «не способен понять», «не дорос», не читал Кропоткина или не видел фильмов Кустурицы. Выбор «потому что» – полностью за самим ханжой. Ибо такое «потому что» может быть на самом деле любым – главное, чтобы излишне либеральный собеседник этим (знанием, прочтением или просмотром) не обладал. Но даже если он читал, видел или знает – это ещё ничего не значит. Так как фразу «ну, если вы и после этого ничего не поняли, то о чём тогда с вами говорить» – никто ещё не отменял в качестве последнего и главного демагогического аргумента;

е). и помните, что и вся другая демагогия, в любых, даже самых грязных её проявлениях – лучшее оружие против тех, кто осмеливается «поднять руку», «замахнуться» или «покуситься» на то, что составляет для ханжи один их кирпичиков его безмятежного существования в мире, которые в комплексе и дают ханже его безусловную и непререкаемую правоту.
Tags: МирСбоку
Subscribe

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments