Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Погудин

Идеальный мужской голос для романса: с ровно той самой, небольшой, но крайне необходимой долей "трактирного", голос глубокий, чувственный, но вместе с тем одновременно простой и человечный - "поёт как говорит":



Когда слушаешь Погудина, особенно остро и больно понимаешь, какая это жуткая и страшная потеря: что русским по звучанию, по строю, по совместимости с русской стихотворной формой стал не салонный и трактирный русский романс, а - кричащий кабацкий визг еврейского по происхождению "шансона".

Собственно, иначе и быть не могло, это-то понятно: кабак был стихией низов и криминала (в отличие от мещанских трактиров, а тем паче дворянских салонов). Низы в русской катастрофе восторжествовали, а потому восторжествовала и привитая им недорогая кабацкая пошлость.

"Недорогая кабацкая пошлость" это не эпитет, если что, это констатация факта: в кабаках играли именно что евреи большей частью - в силу их дешевизны относительно русских музыкантов. Ну, и чтобы пробиться в этой среде, данная публика не брезговала и откровенной похабщиной, ради успеха у черни. Для "зажигательности" (да и просто от впитанного собственного местничества) разбавляя "песняк" своими же хаванагилами, с обычными для тогдашних шансонье притопами и прихлопами, в аккомпанементе насилуемых скрипок.

Успех этот был сомнительный, это несомненно, и у нормального человека мог вызвать разве что брезгливое недоумение. Но последовавшие вслед за 1917-м времена и вообще плохо укладываются в понятие нормы. А уж мясорубка лагерей и окончательно закрепила торжество кабацкой мерзости: ибо понятно, чей "песняк" там главенствовал - того самого кабацкого уголовного отребья, - кто же ещё в тюрьме будет законодателем мод, как не оно? Что в результате и породило единственный слышимый народный голос - "блатняк" - воспринятый и интеллигенцией тоже, как антитеза официальной парадной советчине.

Вот так оно и сложилось, да. Вот так в результате в культуре черни и живём, по сей день. Разве что представляя порой с щемящей тоской, во что могла бы сегодня вылиться культура не черни, но мещан - не будь она раздавлена большевистским каблуком.

Слушая Олега Погудина, несомненно лучшего из ныне живущих исполнителей романса, это представляется особенно ярко, а потому и с особенной болью. Русская историческая память ведь и остаётся жить разве что благодаря таким людям. Благодаря им, и вопреки скоро уже как столетнему торжеству отребья.
Tags: Буккроссинг, история, культура, музыка, россия
Subscribe

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Общечеловеки

    В моей ленте чтения эта ссылка попалась раза три: " жуткая штука эта ваша история". Ну то есть я понимаю, что моя лента чтения вещь достаточно…

  • Ещё о фильтрах

    Есть одна вещь, которая очень сильно затрудняет восприятие современного мира и его реалий, и многократно усиливает воздействие белого шума. Вещь эта…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Общечеловеки

    В моей ленте чтения эта ссылка попалась раза три: " жуткая штука эта ваша история". Ну то есть я понимаю, что моя лента чтения вещь достаточно…

  • Ещё о фильтрах

    Есть одна вещь, которая очень сильно затрудняет восприятие современного мира и его реалий, и многократно усиливает воздействие белого шума. Вещь эта…