Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

"Мост": таможня не дремлет

Американцы сняли свой римейк "Моста" не плохо, отнюдь - они его сняли нарочито неправильно. И тем самым, как говорят торгаши, "убили позицию". Рядовой американский обыватель по знакомству с американской версией сериала только пожмёт плечами, и не выкажет даже малейшего желания ознакомиться с оригиналом: "Бурда какая-то! И чего там в Европе с ума сходят по этой нудотине? Непонятно, странные они какие-то, эти европейцы..." Тем самым кинематографическая таможня свою миссию по предотвращению нежелательного культурного экспорта блестяще выполнила - враг не пройдёт, и средний американец так и останется в непоколебимой уверенности в собственном культурном превосходстве.

Собственно, подобная политика дезориентации своего потребителя вполне понятна, и в той или иной форме подобный протекционизм "отечественного производителя" практикуется монополистами при любых раскладах. Но в данном случае интересна ещё и идеологическая подоплёка всего этого безобразия, и уж тем паче то, как именно это было сделано. Вот в эту кухню мы с вами и заглянем.

Во-первых, сам выбор Мексики очень помог профанированию идеи. Оригинальное сопоставление в сериале Швеции и Дании в цивилизационном и ментальном смысле было бы гораздо ближе к сопоставлению США и Канады - так "перевод" был бы куда точнее. Но нужна была не точность, нужна была пародия. Которую использование Мексики и обеспечило, по более чем понятным причинам - как культурного, так и чисто бытового характера. Если выполнить "обратный перевод", то представьте в оригинале фильма на месте датчан поляков, например (ну, или даже финнов) - вот это оно самое и есть. Понятно, что моста между Швецией и Польшей нет, но мост ведь это не более чем метафора, а метафоры всегда имеют подходящие аналоги.

Во-вторых, сама стилистика. Американский "Мост" снят несовременно. Так принято было снимать в конце 80-х - начале 90-х. Мексика, кстати, в эту стилизацию и псевдо-винтаж вписывается вполне - тут создателям фильма во вкусе никак не откажешь, для подделки под то время педалирование латиносов и правда что вполне оправдано. То есть и сам стиль съёмок очень грамотно поддерживает главную, географическую подмену акцентов.

В-третьих, столь же грамотно проведена коррекция главной героини. Вместо суперсовременного по всем понятиям психо-социопата Саги Норен американский зритель видит совершенно иной психотип - стерву-истеричку. Ту самую, изо всё тех же 80-90-х - тогда это был писк моды - на сегодня в качестве трендов безнадёжно устаревший и неинтересный характер. Причём, что характерно, Сага в шведско-датской версии не просто современна, она даже несколько футурологична - ибо она не просто психо-социопат, а ещё и психо-социопат-профессионал, человек на своём месте, своего рода профессионал будущего. Да, она оставляет за собой дымящиеся развалины и выжженную землю - как в личном, так и в социальном смысле - но это ведь и есть её работа, там "по-другому ведь и не выходит". Полицейский тем самым декларируется как одна из очень немногих профессий, в которой подобный результат не является социально-опасным. Ибо как зритель-обыватель ты неизбежно пытаешься представить этого человека директором собственной компании, например, и - становится как-то очень уж неуютно: "А можно она пусть лучше и дальше убийц ловит?"

(Очень неприятная для англо-саксонской пропаганды идея, надо признать - они ведь норовят ввести подобный психотип как норму, как образец для подражания (см. по этому поводу цикл ув. bohemicus, причём тут тот редкий случай, когда лучше начать с конца - с последнего в этом цикле поста). А тут какие-то ничтожные скандинавы пытаются всю эту красоту переиначить - наглецы! - за одно за это их попытку (ко всему прочему ещё и очень удачную) нужно дискредитировать, выставив в пародийном ключе.)

Собственно, по мелочам можно и ещё много чего "предъявить" в качестве обоснования. Но для нашего краткого обзора и отмеченного более чем достаточно. Попробуем теперь, с учётом сказанного, представить себе реакцию среднестатистического американца.

Он видит явно несовременное кино, с явно устаревшими героями, и не менее явно устаревшей тематикой, и - источником всего этого представлена Европа. После чего наш зритель-обыватель делает неизбежный вывод: это вся Европа такая устаревшая. То есть он об этом и так знал, это-то понятно, но теперь он получил и ещё одно весомое подтверждение - картина мира тем самым окончательно утвердилась и упрочилась. Плюс человек считает, что совершил культурный подвиг, потратил таки время на расширение кругозора, и ознакомился с пресловутыми европейскими трендами. Которые на выходе оказались какой-то древней хренью, которую они тут в Америке уже давно передумали, обсосали, и сделали выводы. Что в очередной раз доказывает, что Америка вперде, и всё такое, ура.

Собственно, подобная работа как пропаганда - это высший класс - очень даже есть чему поучиться. Даже при всей её топорности - ибо любой, кто всё же решит обратиться к оригиналу, в считанные минуты поймёт, что его нагло и хамски пытались надуть. Но рулит ведь в любом случае закон больших чисел, так ведь - сколько их найдётся таких, решивших проверить собственных культуртрегеров на порядочность и неангажированность?
Tags: Буккроссинг, кино, культура, пропаганда
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Инициатива

    А вообще, Путину теперь самое время отпускать бороду. Если бы до выборов, то это было бы перебором: одним было бы супротив шерсти, мол фи, борода это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 139 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Инициатива

    А вообще, Путину теперь самое время отпускать бороду. Если бы до выборов, то это было бы перебором: одним было бы супротив шерсти, мол фи, борода это…