Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Сельский час

Так всё-таки - откуда это нарочито грубое и агрессивное самовыражение украинского национализма? Оно ведь не есть что-то такое напускное и эпатажное, как можно было бы предположить. Напротив, для нашего националистического дискурса это вполне естественные проявления. Возьмите, к примеру, любимые речёвки украинских националистов - вот отчего они матерные? То про жителей Донбасса не смогли никак зарифмовать без использования обсценной лексики. Теперь вот новый хит - "Путин х...о". Ну ладно, кто-то когда-то придумал и первым прокричал. Но ведь сама популярность слоганов, нашедших столь живой отклик в среде украинской интеллигенции - как с ней быть? Если эти люди с таким восторгом перепащивают ролики, рисуют плакаты и вообще всячески ретранслируют эти слоганы - значит, им вот этот гопнический дух как раз самый что ни на есть подходящий и есть. Разве нет?

Ну, или вот речёвка "кто не скачет, тот москаль". То, что эта кричалка общеславянская фанатская - это-то понятно. Но, во-первых, у остальных славян она звучит "кто не скачет, тот не чех (не словак, не поляк)". Что в общем-то вполне в русле нормальной национальной самоидентификации - типа как у россиян "ну, ты прям какой-то нерусский". И главное - в таком виде в речёвке нет ни малейшей агрессии. А вот "кто не скачет, тот москаль" - это именно что она, неприкрытая, и есть - практически, "наезд". И ведь казалось бы, какое вам дело до москалей? - вы же СЕБЯ самоутверждаете, москали-то тут причём? А вот получается что причём. И самоутверждение как раз именно за счёт не-москальства и происходит. Что вместе с матерщиной несомненно и свидетельствует о явном и крайне низком культурном уровне носителей дискурса. Который сравним разве что с детсадовским "сам дурак" - когда не особо развитый ребёнок грамотно и разнообразно обзываться не умеет, а потому просто беспомощно "самкает". Ну, и повторяет "смешные и несмешные плохие слова", подслушанные у взрослых - в качестве крайнего аргумента в споре.


И опять же - речёвка ведь спортивная, а не политическая. То есть когда она для кратковременной мобилизации - это здорово и весело. Напрыгались за полтора часа, накричались, адреналин бьёт через край, праздник удался - как говорится, усталые и довольные. Но когда та же мобилизационная практика становится долговременной и изматывающей - это уже, простите, какое-то сектантство. Которое именно что и есть крайне низкий культурный уровень. Ибо обычные участники сект ведь это кто? Правильно - это люди внушаемые, с интеллектом куда как ниже среднего. Это ведь именно они тебя ловят на улице, и уговаривают прийти на собрание - "Вы посмотрите, как у нас там хорошо, уходить не захотите!" Заметьте, ведь ровно так же и майданщики говорят - "А это ты просто не был на Майдане. А вот если бы был - совсем бы по-другому на всё это посмотрел".

Помнится, у Никонова в какой-то книге описываются примитивные горные туркменские племена середины ХХ века. Которые мыслят настолько конкретикой, с настолько неспособностью к абстракции, что попросту отказываются верить в рассказы о происходящем за пределами известного им мира. "Я там не был - как я могу об этом говорить?" То есть Майдан людей замордовал до такой степени, что они откатились на уровень мышления каменного века - "Не видел, значит, не знаешь. Не был, значит, не имеешь права оценивать". И ведь если бы это были единичные высказывания! Так ведь нет - каждый второй с этими фразами носится по интернету, вразумляя не вкусивших Истины. Со временем это пройдёт, конечно - любое сектантское программирование рано или поздно стирается. Но подобный обвал критического мышления в пропасть архаики - характерен сам по себе. Как системная характеристика украинского национализма.

И дело ведь отнюдь не в том, что "украинского". Дело в том, какого именно "национализма". А национализм в Украине - этнический. А значит - архаичный по определению, ещё из аграрной эпохи - и это в постиндустриале! Да ещё и изоляционистский, по сельскому принципу - "ты с козинскими не водись", "мы ентих балашовских завсегда били, и бить будем" - заметьте, кстати, и здесь та же самоидентификация через отторжение других, а не утверждение себя, как и в случае с не скачущими москалями.

То есть получается, что само включение в парадигму украинского национализма, в его галицийском, этническом изводе (а другого у нас нет) - это автоматическое исключение человека из нормальной городской культуры. В которой матом говорят лишь низы. В которой к собеседнику принято выражать уважение, а к окружающим - терпимость. В которой, в силу городской скученности, вопрос полей шляпы ближнего своего есть не благое пожелание, а залог элементарного выживания социума. А тут - именно что село - злобное, завистливое и хамовитое.

И опять же, дело не в селе как таковом, и уж тем более не в селянах. В естественных условиях обитания селяне люди милые и душевные, хоть и с хитрецой, которой на трёх городских хватит. Но это в естественных условиях. А что такое селянин в городе? Это локальный кошмар. Ему тут тесно, его здесь толкают, ему здесь воняют, и люди ему здесь злые и торопливые. А потому он уже через несколько часов начинает исходить ненавистью ко всему этому муравейнику и его обитателям, и из милого хитреца превращается в озлобленное хамящее мурло. А теперь представьте, как с этим мышлением (а этнический национализм именно его адептам и задаёт) - в городе ЖИТЬ? Вот и получаются в результате уродцы с исковерканной психикой. И вроде как и горожанин в третьем поколении, а смотрит вокруг сельскими глазами давнишних предков.

Словом, вопрос изменения дискурса на концепцию гражданской нации - не то что назрел, он перезрел уже давным-давно. При этом никто не говорит, что нужно переключаться на интернационализм "восточников" - это, естественно, тоже не вариант, советская модель в своём биосе багов имеет тоже немало. Но ведь и речь-то идёт не о интернационализме советского разлива! - а о нормальном, человеческом политическом национализме. И в качестве образцов национальных государств - вся Европа, куда мы так стремимся, кстати! - учись, не хочу, моделей гражданской нации более чем достаточно, от французской до швейцарской. А там, при смене дискурса, и ментальность постепенно подправится до уровня городской.

Ну, или же украинской интеллигенции, отравленной пещерным этнизмом, так и суждено будет оставаться злобными, агрессивными маргиналами, которые разве что на "пороть и вешать" и способны.

Да, и несомненно, что всё вышесказанное касается именно что образованных, интеллигентных людей. Народ же у нас понятно какой - с одной стороны село, с другой - слобода. Которых ещё до городского уровня тащить и тащить. Но ведь нужно, чтобы было - и куда тащить, и, главное - кому. А не потакать сельскому хамству, возведённому в ранг национального характера. И уж тем более не самому перенимать эту ментальную модель позапрошлого века. В веке ХХI это ведь как минимум неприлично.
Tags: МирСбоку, национализм, починка разбитых окон, украина
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…