Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Новые идентичности

Шуточная запись ув. macbushin, с разбором полётов леммингов и сущности блогеров - всё же шутка лишь постольку-поскольку. По-крайней мере то соображение, что "практически не исследованной остается ниша взаимодействия биоты идеоценоза с биотой «людей»" - и уже чрезвычайно справедливо - новое время и правда что сформировало новые реальности, оценить которые ещё только предстоит. В самых разнообразных аспектах, причём.

Вот взять тот же феномен появления новых... Даже затрудняюсь, как определить - сословий? социальных групп? идентичностей? Вот как определить тех же блогеров? А троллей? А программистов? Фрилансеров? Дауншифтеров? Генезис каждой из этих групп вполне понятен, но вот соотнесение с другими, более традиционными социальными образованиями, по тому или иному комплексу характеристик - уже не самая тривиальная задача. Учитывая, что в каждом из указанных случаев есть и элементы идеологии, и мифологизация (в обе стороны), и своя этика - я бы всё же рискнул говорить о них как о новых идентичностях.


Начнём с блогеров. Блогер - это не совсем журналист, не совсем публицист, и не совсем писатель. Здесь скорей комплекс этих профессиональных характеристик, вне зависимости от направления и тематики самого блога. Комплекс, проистекающий из устремления к восполнению потребностей в творческой и интеллектуальной деятельности, не реализованных в обыденной жизни. А так как человек не профессионал, ему тем самым приходится пользоваться большим набором средств, чем обычно для пишущей братии, с иногда интереснейшими результатами на выходе.

Тот же лытдыбр, например, можно воспринимать как новый синтетический жанр - в том случае, когда он обладает литературными достоинствами. Исторические очерки, путевые заметки, репортажи с массовых мероприятий, кулинарные записки, ресторанная критика, мода - в исполнении блогеров всё это получается порой куда как отличным от традиционного жанрового исполнения. Политические заметки могут быть гораздо более откровенными, чем это принято в прессе, а пикейно-жилетная свобода домыслов добавляет пикантности и поводов для обсуждений и версий. И т.д., и т.п.

Плюс здесь совсем иные стимулы, нежели у профессионалов - деньги на блогах зарабатывают всё же единицы. Зато здесь может быть общественный резонанс, это может стать началом активной общественной или политической деятельности. Не говоря уже об основном стимуле - моральном удовлетворении и поощрении собственного эго. Ну, и моментальная обратная связь, которую даёт интерактивность - тоже немаловажно.

Словом, блоги и блогеры это совершенно особая новейшая реальность, не соотносимая (напрямую) ни с профессиональной деятельностью, ни с традиционным определением досуга, хобби или развлечения. Но и отдельным образом жизни ведение блога всё же тоже не является. Это скорей определённая жизненная позиция, со своей этикой (хоть и размытой), со своим идеологическим обоснованием (при всём его разнобое), со своими мифологемами (чего стоит одно понимание троллинга, во всех его оттенках). Словом, тут и правда что можно говорить об особой идентичности.

Ещё один вид деятельности, напрямую связанный с блогованием - упомянутый выше троллинг. Можно сказать, что это паразитирование на блогинге. Но можно говорить и о симбиозе - ведь вне троллинга блоги были бы много более унылым явлением, да и функцию критики и одёргивания, пусть и в нарочито провокационном (или наоборот, завуалированном до ехидства) виде, тоже никто не отменял. В целом, по-видимому, имеет смысл рассматривать троллинг как составную часть процесса блогования - не непременную, но весьма распространённую.

В общем-то, и по своим характеристикам тролли весьма близки к блогерам. Они ровно также восполняют недостаток реализации в обыденной жизни. А в стремлении уязвить, выставить автора в дурацком свете или довести его до белого каления проявляют порой чудеса изобретательности, недюжинные демагогические и софистические таланты, и огромную работоспособность в поиске альтернативного материала - будучи готовы засыпать жертву цифрами, графиками, диаграммами, статистическими выкладками и чем там ещё можно засыпать - лишь бы иметь возможность продолжать громоздить язвительные и издевательские реплики, оттягивая при этом неизбежный бан до последнего. Мастерство грамотного тролля вполне сопоставимо с талантами хороших, читаемых блогеров. Можно ли выделять троллей в особую идентичность? - вполне себе вопрос.

Впрочем, что там блогеры с троллями. Можно взять куда более понятных программистов, и обнаружить удивительную совершенно вещь. Ведь казалось бы - профессия себе как профессия. А вот поди ж ты! - функция творцов нового отдельного виртуального мира наложила на стандартную вроде как техническую специальность массу условностей, мифов и стереотипов. Извне шаблонный образ программиста это что-то типа аутичного нервического ботана, который колдует над своими кодами, и в результате всё равно всё делает не как надо. Изнутри же наоборот - сообщество голимых юзеров выглядит как стадо косоруких идиотов, не способных на элементарную интеллектуальную деятельность и вечно жмакающих не на ту кнопку.

Антогонизм обычного пользователя софта и программистов настолько всеобъемлющ и неустраним, что уже даже слегка начинаешь сомневаться, а выражает ли в данном случае понятие идентичность всю глубину противоречий? Или же здесь уже речь о чём-то более серьёзном? - об антропологической разнице, например.

А фрилансеры! Это ведь не просто иной способ организации труда. Это в целом категорически иной образ жизни, относительно нас, сирых, где бы мы ни бездельничали - в офисе, у станка или возле прилавка. Это целая мировоззренческая философия. Это глубокое идеологическое обоснование позиции. Это и вообще другой, параллельный обыденному, мир. Причём, идентичность фрилансера вполне может включать в себя и идентичность программиста, например. Да и идентичность блогера тоже - и частенько. Эндемики ли, в таком случае фрилансеры вообще? - вслед за Виктором зададимся и мы сакраментальным вопросом. Не есть ли это уже прото-нация нового, горизонтального типа, заглянувшая к нам из прекрасного далёка?

Так же и дауншифтеры - есть ли они просто рантье? Нет, конечно! Это рантье, которые возвели свою рантьёвость в принцип. Они отвергли этот грубый, жестокий мир с его потогонкой, они распространили шаббат на все 365 дней в году, и это - позиция, а не безделье. Ведь мир без их самоусовершенствования и вырастания над собой - попросту погибнет. Об идентичности ли тут уже речь? Да и даже - прото-нация ли это? Или же это и вовсе новая раса, которая сменит всё наше копошливое, суетливое ничтожество, залив мир светом новой мудрости?

Одни вопросы. Ответов на которые нет как нет. Есть только безмерное удивление приходящему новому миру. Ну, и повод побухтеть, конечно - как же без этого...
Tags: Троллейбусное, интернет, футурология, цивилизация, человековедение
Subscribe

  • Цифровой гулаг

    На фоне всего вот этого прекрасного: допинга, шлюх, кокаина, разборок с англичанами (какая всё-таки интересная у людей жизнь благодаря новостям) и…

  • Масленичное

    Масленица в Петропавловке явно удалась. Мы собственно не собирались, но посмотрев на мажорски-туристическое не пойми что на Малой Конюшенной (с…

  • Кумовья и кумовство

    Ув. kuba упомянула вскользь о неупотреблении в России слова кум: не вообще, а в своём основном смысле - как описание отношений крёстных и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments