Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Цена прогнозам

Закончил очередное незряшное чтение - Вернор Виндж, "Конец радуг". Любопытная футурология. В первую очередь она интересна тем, что это не антиутопия. Потому как давно уже принято о будущем писать и снимать фильмы исключительно в этом русле.

Там уже и свои законы жанра, в чём-то близкие фильмам-катастрофам, только наоборот. Если в фильме-катастрофе обычный такой человек вдруг становится монстром выживания, заодно весь фильм спасая родных и близких, в конце концов всё-таки всех спасает (почти - кто-то один из хороших всё же должен помереть), заодно спасается и сам, молодец-чего-уж-там, и всё это на фоне обрушения мира в полный кирдык - то в антиутопиях функция того же самого молодца иная.

Здесь полный кирдык уже произошёл (в том или ином смысле), и молодец-чего-уж-там сталкивается с его (кирдыка) последствиями. Что выражается в противостоянии ужжжасной Системе, которая молодца-мужика в результате всё равно ломает и убивает, но зато он Боролся и Всё Понял. Вместе с ним Всё Поняли ещё целых два человека, а потому смерть и/или мучения героя не напрасны - Борьба-с-ослом продолжается, и когда-нибудь Истина восторжествует. И - скупая слеза зрителя тире читателя есть лучшее вознаграждения для автора, потому как всё равно его книгу тире фильм скачали с пиратских торрентов.

Так вот - товарищ Виндж всех обманул.Потому как он взял типовую ситуацию антиутопии, но посмотрел на неё глазами этого самого обычного человека, но при этом настоящего обычного человека, а не кинематографически-обусловленного. Того самого обычного человека, который в чём живёт, то ему и есть жизнь - ибо всё равно ведь иной в меню нет и не предвидится, а другой глобус не предусмотрен даже в виде ВИП-опции - что дали, в том и барахтайся. Ну, вот он и барахтается.

Понятно, что даже здесь нашлось место пофигу, то есть, простите, подвигу. Грамотный книжный герой в любом случае найдёт способ найти на свою точку подключения к дивану необходимых для сюжета приключений - иначе ведь читать было бы попросту скучно. Но и приключения здесь такие, как бы это сказать - не приключенческие. Потому как как бы герой не строил из себя мужика-молодца, всё равно оказывается, что это были не его игры, а игры с ним, и хорошо хоть выбрался он изо всей этой кутерьмы живым, почти целым, и даже с бонусами (экспириенс +1000, мана +100). То есть всё как в обычной жизни и случается. Систему теребить там пытались конечно, но это были отнюдь не молодцы-мужики, а так себе, гадёныши и интриганы. Которые - что характерно - тоже не понесли заслуженного наказания, а вышли сухими из воды, хоть и с незначительными потерями (артефакты -500, квесты -200). Тем самым товарищ Виндж обманул и ещё раз - утопия тоже не сложилась.

В плане миро-построения вся эта коллизия обрамлена чрезвычайно грамотно. Мир прописан достаточно детально, мозаика складывается постепенно, то есть с точки зрения футурологии и сюжетообразования всё пучком, и без особых противоречий. Мир этот, как и положено для современного прогнозирования, преисполнен виртуальности. Вместо гугл-очков люди здесь носят линзы, компьютером является одежда, а реальность в глазах "носимых" есть в большей части компьютерная, достраивающая окружающий мир до состояния постоянного виртуального праздника и буйства развлечений и возможностей.

Одновременно это чрезвычайно тоталитарная реальность, в которой места скрытой личной жизни и личным тайнам практически нет, которая манипулируется и управляется грамотными и продуманными информационными вбросами, а происходящее ретушируется отображением в сети. Практически идеальная зомбо-сфера. В которой тем не менее люди продолжают жить, к чему-то там стремиться, чего-то достигать, и не просто ощущать себя личностями, но и таковыми действительно оставаться. Как будто и не живут они в мире тотального и беспощадного контроля, в котором любой человек может быть уничтожен двумя нажатиями клавиш с отключением сертификатов подлинности - после чего у него не будет ни кредита, ни жилья, ни имени. Даже если этот человек супер-неуловимый Джо и киберпреступник - даже его получится грохнуть и перекрыть кислород, пусть и ценой обвала жизнедеятельности в значительной части цивилизованного мира.

Тема кибер-угроз в романе одна из основных. Война - обыденность этого праздничного, счастливого мира. Кибер-война: когда всего один безумец способен поставить на карту безопасность всего человечества разом. И правительства цивилизованных конгломератов в основном и заняты тем, чтобы этот кибер-терроризм предотвращать. Война это не банальные атомные бомбы, подкладываемые под детские садики - это как раз рутина. Война - это война за оружие по-настоящему массового поражения, типа полу-мифической (для мира), но почти осуществлённой (для единиц), отлаженной до уровня локального и прицельного поражения технологии ТДМВ (Ты Должен Мне Верить). С обретением которой любой человек становится Хозяином Мира. И в стремлении обладать которой даже самый мохнатый и пушистый индивидуум в результате превращается в монстра, шагающего по трупам.

Особенно если этот индивидуум и правда мохнатый и пушистый - виртуальный Кролик - который в романе так и не деанонимизируется, и в котором чётко и недвусмысленно подозревается ИИ (искусственный интеллект), самозародившийся от общей виртуальной сложности. Сие не утверждается, но - на это намекается, и неоднократно. Вплоть до эффекта Бога Из Машины в дальнейших судьбах героев романа, скупо прописанных в эпилоге. Как видим, товарищ Виндж даже здесь не посрамил честное имя романиста-фантаста, и даже столь презираемый и маргинальный нынче концепт умудрился использовать - хоть и через полунамёки и туманные рассуждения о невозможности такового.

Но вот знаете что смешно? Смешно то, что в романе (всего-то 2006-го года выпуска!) совершенно не отражена концепция 3D-печати - которой сегодня, всего-то восемь лет спустя, бредит весь мир. У него там блоки для технологического моделирования, чёрные ящики с надписью "внутренние детали без вмешательства пользователя" - из которых можно собирать всяческие лего. А вот объёмной печати - нет даже близко, даже в намёках. Вот вам и цена прогнозам. Остаётся только покряхтеть по-стариковски, и выдать сакраментальное: "Э, нет! Не так всё оно было будет! Совсем не так!"
Tags: Буккроссинг, интернет, книги, культура, футурология
Subscribe

  • Кумовья и кумовство

    Ув. kuba упомянула вскользь о неупотреблении в России слова кум: не вообще, а в своём основном смысле - как описание отношений крёстных и…

  • Классы, которых нет

    Ув. ivanov_petrov спрашивает зрительный зал об обобщённом лице российского низшего класса. Отвечают ему понятное - короткий горизонт…

  • Каток, напильник и вата

    Так вот, что касаемо " российского менеджмента" - продолжаем разговор. Пока в решении того или иного вопроса достаточно катка, который планомерно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments