Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Путин нас всех съест

Желание украинцев дистанцироваться от РФ вполне понятно - уж слишком неприятны веяния, исходящие оттуда, и уж слишком сильно желание соседей держать нас под своим контролем. Но похоже, что чем дальше в лес, тем больше украинскую сторону страшит даже не экономическая и политическая зависимость, а культурная и социальная коррозия, которая поражает (воздушно-капельным путём, видимо) и украинское общество тоже.

Мол, торговать, хоть и через пень-колоду и массу препонов, всё равно придётся - деваться некуда. Да и политически руки у РФ всё же связаны международными обязательствами, и хоть бдить оно и нелишнее, но всё же открытой агрессии в обозримом будущем можно не опасаться. А вот экспорт криминальной культуры, а вот социальное заражение - коррупцией в частности и пренебрежением правовыми стандартами в целом - это и правда реальная угроза. И что только сбежав под крылышко к Европе, без малейших раздумий и даже оценки возможных последствий, можно будет избежать оскотинивания и обмоскаливания. "Что тут думать? Тут сматываться надо!" А иначе - Путин нас всех съест.


Но давайте так. Много ли вы знаете украинских исполнителей шансона? Ну да, Кричевский. А ещё? А бандитских и ментовских сериалов отечественного производства вы много помните? Целых ни одного? Странно. Ну, а всяческих "артистов разговорного жанра" - юмористов с пародистами? Жванецкий? Так он вообще советский, ещё тот. Даже "95-й квартал", и тот отчётливо отличается от ихних-раш с комеди-клабами. А уж если взять Майкла Щура или Олеся Подеревлянского - то этот юмор россиянам и вовсе непонятен, хоть как дословно не переводи, они всё равно будут в ступоре - "а об чём это вообще?"

То есть, шансон и трэш российского производства у нас ретранслируется, это да, особенно в русскоязычных регионах. Но вот - не воспроизводится, не приживается. "Кушать люблю, а так не очень." И даже в ретрансляции неизбежно срабатывают фильтры. Лепса у нас народ знает и любит, например, а вот любимца российских дам бальзаковского возраста Стаса Михайлова украинские дамы уже как-то не очень. Что и неудивительно - Лепс продукт довольно качественный, и ухо не режет, в отличие от. Российский культурный экспорт таким образом так и остаётся продуктом одноразовым - пережевал и выплюнул - и не вживляется в нашу систему культурных кодов. Просто потому, что культура у нас с россиянами - разная.

И ведь отнюдь не за 20 с небольшим прошедших лет возник этот разрыв. Украинской нации скоро сто лет как, да ещё и столетний предреволюционный культурный багаж наработок украинской словесности - он ведь тоже никуда не делся, а органично вошёл в украинскую культурную парадигму. Об этом не принято говорить, не выгодно с пропагандистской точки зрения. Российским пропагандистам лучше, чтобы украинцы были молодыми и беспородными - так легче пинать зарвавшихся "незалэжников". Украинским же работникам пропагандистского фронта упоминание "украинизации имени Кагановича" и пресловутого Австрийского генштаба тоже - как серпом по молоту. Национальная концепция древлего гордосластия предпочитает полагать, что украинцы здесь сидели от самого Адама самих трипольцев Киевской Руси, и лишь на недолгие 70 лет кляти москальски коммуняки поработили гордых древних автохтонов.

Но если смотреть на вещи реально, а не через призму пропагандистской придури, то украинская нация и сформировалась и оформилась именно что в советский период, а к моменту развала Союза уже практически была сдана "под ключ". Не хватало лишь бантика в виде трезубца и блюдечка с жёлто-голубой каёмочкой. Ментальные, культурные и мировоззренческие отличия за весь этот срок вполне себе скопились и вылились в результате во вполне значимую разницу, в "мы", отличное от "них". Которая, даже если и не проговаривалась вслух, тем не менее ощущалась вполне. Оставалось лишь дать этому ощущению возможность воплотиться в жизнь, после чего единый советский народ как-то очень уж быстро понял, что не так уж он и един. Собственно, и отделение от братского народа воспринималось даже в русскоязычных регионах вполне себе с энтузиазмом, в крайнем случае - с равнодушием. "А вот нечего было наше сало есть!"

Следующие 20 лет реактивного нацбилдинга лишь закрепили и упрочили всё то, что и так было наработано за годы советской власти - через уже нарочитое подчёркивание всех имеющихся отличий. В том числе и посредством мовы, а как же ещё? Лозунг "Украина не Россия" на многие годы стал базовым, стал основой национальной идентичности, эталоном, по которому сверялись и мысли, и слова, и действия.

Однако же, и российская идентичность, если рассматривать её объективно - того же точно происхождения, что и украинская. Разве что россиянам из советского наследия нужно было отбросить много меньше чем нам, а потому количественно российская культура оказалась богаче. Но - именно количественно. Качественно же она и есть продолжение культуры советской, разве что с декларацией смены полярности. Совсем уж откровенный идеологический шлак был отбракован, но при этом пришло пополнение в виде достижений советской контркультуры - по сути, блатняка. И в общем-то именно в этом направлении российская культура и двинулась дальше - в шансон, в духовность, в правду жизни. Не забывая, естественно, отдавать дань и бездуховности тоже - в виде голимой попсы в те же три-притопа-два-прихлопа что и в блатняке, но уже "за любовь", а не "за тюрьму".

А вот всё это напыщенное про великую русскую культуру - дорогие, а вы тут причём? Русская культура есть явление давно уже интернациональное, а уж никак не национальное. Просто из того банального факта, что русская нация, которой эта культура принадлежала, сгинула в катастрофе 1917-го, была вырезана в зверствах гражданской войны и сталинских лагерей или угасла в последних её носителях, поколение за поколением вымиравших в эмиграции. Русская культура сегодня принадлежит миру и цивилизации, и россияне к ней имеют отношение не большее, чем и остальные белые народы. И то - "не большее" это в лучшем случае.

А всё, что есть у россиян своего, это - их трэш и шансон. Тем и живут. И детям их же и передают. Ведь вне культурной преемственности Пушкин с Толстым из школьного учебника значит для подрастающего поколения ничуть не больше, чем Шекспир или Сервантес - "было когда-то". Ну, и на экспорт в "страны ближнего зарубежья" отправляют всё их же, родимых, трэш с шансоном - больше ведь и нечего. А то, что русскоязычные Украины и Прибалтики всё это подъедают - так на безрыбье и жвачка за конфету.

Потому-то и никак не впечатляют увещевания россиян про "куда вы от нас" и "Путин ведь уйдёт, а Россия останется". Ну да, останется. Но и шансон, и трэш - останутся ровно так же. Как и сопутствующее криминальной культуре криминальное мышление.

Но и поэтому же особенно бояться контактов с РФ тоже не стоит - причём, какой угодно степени близости. Иммунитет у украинцев и уже достаточно наработан, чтобы ахать и охать, мол не спасёт нас Европа, так нас тут всем вот этим завалит и погребёт, и мы растворимся в чужеродном и неприятном. Не завалит. И не растворимся.

А уж если говорить о социальном заражении, то уж простите, дорогие соотечественники, но у нас и своей заразы предостаточно. И спастись от неё мы сможем только и исключительно сами, и никакая Европа не сможет заставить нас перестать воровать, давать и брать взятки и плевать на право и закон, заменяя его понятиями. Соблазнительно конечно и это свалить на дорогих россиян - они мол нас заставляют, а то бы мы давно стали хорошими - но увы. При всей внешней схожести социальной среды и социальных болячек у нас и в России - происхождение у них всё же разное.

Власть в Украине и России тоже ведь кажется близнецами-братьями. Да и идиотские законы (в основном запретительные) принимаются как по лекалу. И всё же сами истоки - от гэбистов или от цеховиков - диктуют и свои отличия. И как бы ни была похожа мерзость, творимая в РФ, с мерзостью, творимой в Украине, мерзости эти имеют разные цели и задачи. И думать надо не о карантине, который избавит Украину от эр-эфовской реанимации совка через утверждение зоны как нормы жизни, а - о лечении своих собственных застарелых болячек. И уж тем паче не слишком в этом смысле надеяться на Европу - она может дать нам разве что правила игры, которые и так давным-давно известны. А вот научиться их соблюдать можно только самостоятельно.
Tags: МирСбоку, починка разбитых окон, пропаганда, россия, украина
Subscribe

  • Текущее

    - Ну как, ты уже попал в "Форбс", в список богатейших жителей России? - А как же! Я в числе первых ста сорока миллионов... *** Ув.…

  • Аттракцион

    Ох. В суете бегущих дней в очередной раз позабыл про свой личный день сурка - день рождения вот этого самого журнала, который как раз 2 февраля (2010…

  • Житейское

    Маленькое объявление, или типа того. Так сложилось, что (своего рода) формат этого ЖЖурнала со временем тоже сложился, извините за каламбур. Это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

  • Текущее

    - Ну как, ты уже попал в "Форбс", в список богатейших жителей России? - А как же! Я в числе первых ста сорока миллионов... *** Ув.…

  • Аттракцион

    Ох. В суете бегущих дней в очередной раз позабыл про свой личный день сурка - день рождения вот этого самого журнала, который как раз 2 февраля (2010…

  • Житейское

    Маленькое объявление, или типа того. Так сложилось, что (своего рода) формат этого ЖЖурнала со временем тоже сложился, извините за каламбур. Это…