Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Повышенный спрос на собачий гуманизм

В "Игре престолов" достаточно жестоких убийств. Создатели фильма ничуть не стесняются показать, как Нед Старк отрубает голову дезертиру, а его десятилетний сын наблюдает сие зрелище - в целях "взросления". Однако когда тот же Нед Старк убивает волчицу, укусившую принца - мало того, что при этом нет никаких свидетелей столь интимного процесса, но и зритель милостиво избавлен от ужасных физиологических подробностей. Убийство остаётся за кадром и лишь озвучено жалобным "вяк" зарезанного животного.

Как нетрудно заметить, с точки зрения авторов сериала убийство собаки гораздо более шокирующее зрелище, нежели убийство человека.

Был бы это единичный кинематографический пример, можно было бы просто отметить несуразность и забыть. Однако же, это отнюдь не несуразность - это давно уже норма (с середины 80-х - уж точно). В кинематографе дозволено сколь угодно изощрённо кромсать людей, и это искусство. Но кромсать в кино животных это моветон, это варварство, и на это по сути наложено табу - которое мало кто осмеливается нарушить, кроме как в разве что совсем уж авангардном арт-хаузе, и именно что с целью эпатажа.


Кстати, о эпатаже. Как тут не вспомнить один из сильнейших эпизодов из "Путешествия на край ночи" Луи-Фердинанда Селина. В котором лирический герой, только-только вышедший из кровавой мясорубки сражения, где людям отрывало взрывами головы и конечности, вспарывало пулемётными очередями животы и перемалывало тела гусеницами танков в кровавый фарш, отправляется к скотобойне для получения мяса для роты, и там - от вида кровавых бычьих туш и ливера - теряет сознание. Он, который всего несколько часов назад оставался совершенно равнодушен к кровавым человеческим тушам и к человеческому же ливеру!

Заметьте, это книга начала 30-х, прошло всего-то 80 лет. Но тогда подобный контраст был нарочитым, концептуальным, и прямо ориентирован на то, чтобы шокировать читателя - каковая цель и была достигнута более чем успешно. А у нас, у современных людей, этот эпизод и этот контраст если и вызывает какое-либо внутреннее сопротивление, то разве что в психологическом плане. Мы не будем шокированы, мы станем рационализировать реакцию героя - "Ну, накопилось видать у парня, вот и стало последней каплей вся эта кровища". И даже не заметим своего, столь противоестественного, равнодушия, и уж тем более своей, столь неумелой и поверхностной, рационализации.

Впрочем, Бог с ней, с литературой, и с кинематографом тоже. Возьмём совершенно обыденную ситуацию. В которой у нас есть среднестатистический обыватель Иванов, "золотое сечение" современности. Иванов скорее всего пройдёт мимо избиения гопниками в подворотне какого-нибудь залётного бедолаги, и мимо изнасилования пройдёт тоже, в лучшем случае позвонит в милицию. Но этот же Иванов, если вдруг станет свидетелем насилия над животным - избиения, а уж тем более живодёрства - просто-напросто не сумеет остаться в стороне и не вмешаться с истерическими криками "Вы что, ироды, с собачкою делаете?!"

Хотя ведь риск от вмешательства что в первом случае, что во втором - приблизительно одинаковый - нарваться на мордобой что от гопников, что от живодёров равно легко. Более того, в первом случае закон в гораздо большей степени будет на стороне Иванова, и он будет в гораздо большем "своём праве" - всё же, с точки зрения закона избиение человека есть грех много более тяжкий, нежели избиение животного. С точки зрения закона, но - не морали.

Мораль (современная мораль) как раз именно во втором случае позволит Иванову знать (или верить), что "за ним правда", и что "ублюдки не посмеют". Посмеют или не посмеют ублюдки - в данном случае уже и не столь важно, важен сам порыв - за собачку мы с вами вступимся гораздо охотнее и смелее, чем за человека, и это - факт.

И вот этот факт, он, мягко говоря, настораживает. Повышенный спрос на собачий гуманизм, он ведь вполне взаимосвязан с падением уровня гуманизма обыкновенного, естественного, который "к ближнему своему". Тут уже классика современности - "Чем больше я узнаю людей, тем больше...", угу, вот это оно и есть.

Кстати, если помните, предприимчивый Швейк перед Первой Мировой как раз и промышлял кражей и перепродажей собак, которые (соответственно) были в большом дефиците - люди настолько от резкой сытости ударились в филантропию, что для собачьего гуманизма просто-таки не хватало субъектов применения такового, приходилось воровать четвероногих друг у друга, целый подпольный бизнес на этом деле образовался! Мир был благополучен как никогда ранее, уровень жизни рос с невиданной скоростью, технический прогресс вмешивался во все сферы человеческой жизни и делал эту жизнь всё приятнее и комфортнее. Но люди при этом отчего-то предпочли не ещё больше "возлюбить ближнего своего", а - завести домашнего любимца. И именно на него перенести всю свою новоявленную доброжелательность, терпимость, цивилизованность, и все прочие гуманистические избытки сытой бюргерской отрыжки.

Чем это закончилось в 1914-ом и дальше - мы все, конечно же, помним замечательно. Понятно, что Великая Война началась отнюдь не из-за собак - перекос гуманизма в данном случае есть не причина, но - маркер, и маркер довольно точный. Когда в морали (т.е. в неписанном законе, в "понятиях") утверждается приоритет собачьей (ну, или кошачьей, без разницы) жизни относительно жизни человеческой, да и ещё и по всему цивилизованному и даже полуцивилизованному миру - это не просто "звоночек", это уже колокола гремят: "Скоро, родные, уже совсем скоро!"
Tags: Троллейбусное, идеология, социальная психология
Subscribe

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…