Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Искусство быть сытым

Вообще, главная проблема постсоветского общества - это недокормленность. Люди уже вроде и отъелись, и обулись-оделись, и культурно окормились, даже пресытились, и на заграницы насмотрелись, но - так и не осознали, что они уже сыты. А соответственно, и понять, что сытым может быть кто-то другой, а потому этот другой может и не сводить всё вообще к деньгам и только деньгам - они не способны тоже.

Политики и чиновники для нашего человека всегда воры, журналисты всегда продажные, и даже собратья-блогеры - и те непременно проплаченные (Кремлём, Госдепом, ПР, Батькивщиной - нужное подчеркнуть) пропагандисты. А если звезда, заработавшая миллионы, поёт на улице - это не потому, что ей это в кайф, а потому что выпендривается. Актёр, снимающийся в очередном тусовочном проекте за символические деньги - пиарится. Про волонтёров и благотворительность с нашим человеком и разговор заводить страшно - столько ты при этом узнаешь о людях нового и неприятного. И даже то, что сам же этот наш человек в интернете пишет в блоги и комментируют совершенно бесплатно, ради собственного удовольствия или неравнодушия, его ни в чём не убеждает. Потому как всё равно все вокруг сволочи.

И тут проблема даже не в озлобленности и деструктивности мировоззрения, хоть это и само по себе плохо. Гораздо большая проблема в том, что пока подобное негативистское мировоззрение является доминирующим, политики и чиновники ведь и правда что будут оставаться ворами. И журналисты с политологами будут именно такими, как они есть. И т.д., и т.п. Просто из того обыденного факта, что любая публичная деятельность во многом есть оправдание ожиданий - уж так устроен человек. Если ожидания предполагают добродетель, то именно добродетели и будут демонстрироваться. А ежели любое публичное действие изначально предполагается как гнусь - то к чему тогда париться ради добродетелей? Собственно, и элиты в негативном поле ожидания формируются именно в этом, в негативистском ключе, ощущая по отношению к людям не ответственность, а презрение: "А вот так я на вас, на быдло, ложил с прибором!"

И эта позиция продвинувшегося по пищевой цепочке индивида ведь отнюдь не обязательно есть позиция искренняя. Более того, чаще всего это элементарная самозащита. И даже не потому, что (как принято говорить) "свои сожрут" - "свои" в большинстве своём точно такие же бедолаги, точно такие же заложники негативных ожиданий. Сожрёт именно что общественное мнение, общественное сознание, которое в любом проявлении нормы начнёт изыскивать порочность и извращение, и конечно же таковое отыщет.

За примерами особо и ходить не надо - того же Навального грязью поливают в большинстве своём искренне и от души. Да и с нашим Тягнибоком ровно та же самая история. "Ах, так ты хороший?! А вот хрен тебе! Ты быть хорошим не можешь. Все сволочи, ну значит и ты не высовывайся, падла, а то тебе же хуже и будет."


Помню, как знакомая девочка, ангельское создание 18-ти лет, пошла работать в налоговую. Шла именно с установкой "Я не такая, я людям хамить не буду, ведь кто-то же должен начать, кто-то же должен хоть что-то, хоть немного изменить". Хватило её на полгода. После чего идеалистическое представление о возможности творить добро на отдельно-взятом участке линии противостояния - выветрилось напрочь. Всего полгода, и девочка начала сжимать губки в куриную попку, цедить через зубы и говорить особым, ледяным чиновничьим тоном. В подражание хамам-коллегам? Как бы не так! "Понимаешь, Артём, они приходят ко мне как к врагу, они сразу, изначально, смотрят заискивающе, но угрожающе. И как только чувствуют слабину, сразу же, моментально - становятся из жертв хищниками. Или ты пасть открываешь, или на тебя её откроют, закидают жалобами начальству и ором. И ни черта ты с этим не поделаешь, вот что страшно." Жена, которая некоторое время проработала в сфере ЖКХ, вынесла оттуда ровно такие же впечатления - без всякого юношеского идеализма и разочарований по типу "обидели мышку, написали в норку".

Это не "нормальный человек в политику (силовые структуры, администрирование) не пойдёт". Идут нормальные люди и в политику, и в милицию, и в бюджетные структуры. Только их очень быстро приучают к тому, что нормальным им быть - нельзя. И подобное давление среды, давление на понижение - способны выдержать очень и очень немногие. Практически на уровне статистической погрешности.

Впрочем, и на бытовом уровне подобная стратегия тотального недоверия ("все люди враги") оказывается не просто проигрышной, а губительной. Забегая вперёд, в будущие части пока приостановленного (в силу отсутствия времени) цикла "Инстинкт самосохранения" (1, 2), отмечу, что негативизм по принципу "все люди враги" есть для его носителя стресс ничуть не меньший, чем все остальные "ментальные загрязнители" (небезопасность быта как норма, неустроенность, некомфортность окружающего мира, зомбирующая "чернуха"). Само понимание того, что доверчивым и доброжелательным к окружающим быть выгодно, что лучше быть время от времени обманутым, но при этом воспринимать своё окружение позитивно ("люди в основном хорошие") - нашему человеку практически недоступно.

При том, что как раз такое отношение к жизни является наиболее выигрышной стратегией. Несмотря на мошенников, несмотря на нечистоплотных продавцов, несмотря на предающих друзей, несмотря на неблагодарных родственников, несмотря на бессовестных начальников или ленивых и вороватых сотрудников, и прочие неизбежные гадости жизни. Гадости ведь всё равно никуда не денутся - ну, избежал ты в силу своей повышенной подозрительности пару ловушек судьбы, и что, сильно это что-то изменило? - а вот сам настрой на дружелюбие служит мощнейшим амортизатором от агрессии окружающей среды. Амортизатором, которого постсоветский человек в массе своей лишён начисто, и тем самым лишён и хорошего куска столь необходимого социального инстинкта самосохранения.

То есть вот именно из-за этого самого нежелания и неумения доверять наше общество так и остаётся законсервированным в том нелицеприятном состоянии, что есть - подвергаясь изменениям чрезвычайно медленно и со скрипом. Что сказывается как в быту, так и в целом в устройстве социума - от большой политики до общения с дворником из ЖЭКа.

По сути, тут остаётся лишь одна надежда - на молодых, о чём я уже неоднократно говорил. На тех самых молодых, которые уже выросли в сытости, и которые уже вполне могут представить себе стимулы, не обусловленные только и исключительно материальной стороной. Они нам кажутся безалаберными, неорганизованными, и вообще бестолковыми - уж больно расслаблены и разбалованы нормальной, сытой жизнью, при которой отнюдь не обязательно видеть в любом встречном-поперечном врага, что отнимет у тебя пайку, а в человеке, добившемся в жизни больше - злодея, который на этих самых нищенских пайках и "поднялся". Которые уже не ощущают ресурс как дефицитное множество, и, хоть и смутно, но уже осознают, что доступ к ресурсам зависит не только от близости к вожделенной трубе, но и от собственного позиционирования в этом мире, в котором может быть комфортно и без "трубы" и без "доступов" - ибо и так можно жить вполне нормально и достойно.

Наше бурчание и недовольство такой инфантильностью вполне понятно, это да - нам ведь приходилось выгрызать даже копеечные ништяки, и бороться даже за право на борщ с мясом, а не с соей. Но. Но вы только представьте, какая под этой инфантильностью, под этим разгильдяйством и расслабленностью идёт интеллектуальная работа! Насколько вообще им сложно переформатировать наше нищенское мировоззрение вечно голодных и вечно обиженных в мировоззрение нормальных, сытых людей, имеющих иные, кроме голода и зависти, стимулы. И насколько им при этом сложно сделать правильные выводы, при этом не возненавидев нас, хоть как-то смирившись с тем наследством, которое мы оставляем.

Это поистине титаническая задача. Однако, я верю, что наши дети с ней справятся, а внуки - окончательно зафиксируют как норму жизни. Иначе ведь - и голодать смысла не было, а нужно было просто убиться об стену. Ну, или там яду выпить.
Tags: МирСбоку, наше всё, починка разбитых окон, социальная психология
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…