Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Ребрендинг Высоцкого

Понятно, что Высоцкого как такового слушать в наше время уже невозможно. Дело даже не в том, что на сегодняшнее ухо это колхоз и самодеятельность, это в принципе ещё как-то переварить можно было бы, отнестись, так сказать, с пониманием. Хуже другое. Хуже то, что Владимир Семёнович играл не просто на гитаре, а на гитаре семиструнной. Инструмент этот во многом деликатный, но более - абсурдный, что собственно и обусловило победу всем знакомой "испанской" шестиструнки. Я уже молчу о том, что семиструнную гитару и настроить-то нужно уметь исхитриться. И даже о том, что будучи хотя бы слегка подрастроенной, она начинает выдавать откровенно какафонические звуки (что в живых записях Высоцкого слышно сплошь и рядом). Но ведь и в целом аккорды на семиструнке не только корявые (чисто по способу зажимания струн), они ещё и сами по себе звучат не ахти - атональность на атональности. То, что было идеально для исполнения классических музыкальных пьес, то, что вполне годилось для русского романса, в качестве чего-то более шлягерного - оказалось никуда не годным.

Пока Высоцкий шествовал по стране и звучал из каждого честного советского окна, этого было не расслышать. И из-за убогого в целом качества как записи, так и воспроизведения, и просто из общего советского дефицита культуры, при котором даже непритязательное бринканье смогло завладеть сердцами неразбалованных сограждан, и вывело довольно посредственную самодеятельность в разряд культурного феномена. Однако же на день сегодняшний, уже объевшись музыки нормальной, человеческой, уже привыкнув к хотя бы среднему уровню профессионализма, воспринимать какафонию с хрипами как искусство - нормальному человеку, с даже зачатками музыкального слуха и с хоть малейшим намёком на эстетическое самоуважение - попросту немыслимо. Тошнит.

Естественно, что по истечении стольких лет предъявлять Владимиру Семёновичу претензии, что он так и не смог освоить нормальную шестиструнную гитару, есть глупо. Не освоил и не освоил, чего уж там. Попытки выйти из заколдованного круга он предпринимал всё же, ибо был отнюдь не дурак и цену своему бриньди-дубиньди знал вполне. Однако же и эти попытки (записи с оркестром Гараняна) неизбежно вылились в не более, чем унылое советское тошнотворие. Не от злого умысла, понятно что. Просто по тем временам записаться официально, на "Мелодии", да чтоб при этом не получить на выходе всё ту же самую пресловутую советскую песню - было без вариантов. Вот и получается, что наследие Высоцкого всё больше обрастает пылью и паутиной и всё больше обретает статус древнего советского неудобоваримого гумуса...


Казалось бы, и пусть себе. Как говорится, помер Максим, да и хрен с ним. Уходит Высоцкий вместе со всеми этими окуджавами, галичами и прочими солнышками лесными - ну и пусть уходит. Однако же в отличие от лесных солнышек Высоцкий ведь и правда что культурный феномен, и феномен не советского, а вне-советского характера, без которого русская культура таки обеднеет. Пусть даже этот феномен и относится к искусству лишь опосредованно, и скорее имеет социальную природу. Однако же сама мощь этого мифа, само его влияние, исчисляющееся уже третьим поколением русских горожан - ну никак не дают примириться с таким сценарием. Нация, которая будет разбрасываться этаким наследием - никудышная нация. Ну вот представьте себе французов, отправляющих в топку истории своего Азнавура.

Русские в этом смысле никак не дурнее французов. И потому уже какая смена молодняка подряд, которые лениных путают со сталиными, о Горбачёве знают только то, что он развалил Советский Союз, а 7 ноября считает днём комсомола - раз за разом открывают для себя Высоцкого (и Цоя, кстати - это в качестве "ради справедливости"). Но открывать-то открывают, сказать "вау" говорят, признать авторитет признают, но слушать при этом не слушают - очень уж на изнеженные с младенчества чистым профессиональным саундом уши эта какафоническая непотребщина давит.

А соответственно, вопрос перепевок неудобоваримого современным ухом дриньди-дубиньди видится как вопрос весьма актуальный. И вот тут как раз - проблема. Проблема в том, что Высоцкого и стараются в основном перепевать типа как аутентично, чем неудобоваримость только плодят, но уже в инструментальном формате. Причём, что характерно, хуже всего перепевать получается как раз у шансонной публики. Эти господарищи, помнится, сварганили цельный двойной трибьют, в котором они массово, все как один, совершили невозможное: при наличии нормальных студий, на человеческих инструментах и с профессиональными музыкантами умудрились аранжировать и спеть так, что оказалось хуже оригинала. Причём хуже - в разы. Рокеры обгадились тоже в массе своей (см. проект "Странные скачки"), но у них хоть на 14 треков оказалось 2 гениальных, с попаданием в то, как именно надо - на 146% - "Лирическая" Чижа и "Я дышал синевой" Кинчева.

"Лирическую" в исполнении Чижа знают практически все, а вот "Синева" от Кинчева отчего-то прошла мимо массового зрителя. К сожалению, студийного варианта в Ю-Тубе я так и не нашёл, а концертный явно похуже, да и на Кинчева здесь смотреть не просто эстетически неприятно, но и чисто по человечески больно. Но вот ежели не смотреть, и сделать вид, что не заметили парочки вокальных переборов с рычанием неудовлетворённого самца из крупных кошек, то это - именно оно:



Кроме Чигракова с Кинчевым пару "попаданий в корзину" обеспечил Сукачёв - но и "Коней", и "Баньку" в его исполнении знают уж точно все, представлять не надо. Все остальные опыты рокеров неизменно оказывались ничуть не менее унылы, чем у их братьев по оружию блатарей. Собственно, вот эти указанные 4 попадания в то, как надо перепевать Высоцкого - они как были, так и оставались редкими и яркими исключениями на фоне моря бездарных поделок под. Пока за дело не взялся Лепс.

В общем-то, Григорий и вообще молодец, чего уж там. Но в данном случае он явил себя не просто профессионалом, но и мастером своего дела, показав, что кроме слуха и голоса (даже Голоса), у него есть ещё и чутьё. Чутьё того, как именно нужно всё делать. Если Сукачёв, Чиграков и Кинчев использовали для аранжировок блюзовые мотивы по наитию, "вот так получилось", то Лепс это делает осмыслено, и в результате производит задуманный результат сознательно, а не тычется вслепую. В общем-то, сами эти 4 удачных примера выше и показали вполне тот путь, каким образом переформатировать Высоцкого под современное ухо так, чтобы оно при этом не теряло связи с оригиналом: положить песни на ритм-энд-блюзовый ритм, опопсовить их, если уж на то пошло, ввести в контекст преобладающего англо-саксонского музыкального контекста, но - только и исключительно через ритм, не касаясь самой оригинальной русской мелодики. Ну вот, например, моща ведь, разве не круто? Я считаю, отлично:



По сути, элементарно ведь, этот нехитрый секрет адаптации "открыл" ещё Гарик в "Конях привередливых" - не пой как Высоцкий, пой как обычно поёшь, под привычный уже тебе приблюзованный ритм, словом, не заморачивайся, умца-умца, соляки, барабаны, плотный бас, все дела, и будет тебе счастье! Ан нет - столько лет так и бились головой в открытые двери, лишь порой, по наитию, угадывая правильный путь...

Лепс хорошее дело делает, и правильное. Высоцкого надо возвращать в не только современный контекст, но и в контекст куда глубже - в контекст русской культуры. Время ведь оно само сепарирует, кого и что, куда и зачем: кого к советски-антисоветским, а потому на свалку истории, ибо не интересно; а кого - из советского мусора и помойных ошмёток отчистить, и на положенное место на витрину национальной культуры. Твардовских с гладковыми в утиль, Булгакова и Гумилёва на полки. Александрова в коньюктурщики, а Эйзенштейна в энциклопедии.

Окуджав с бичевскими уже похоже в утиль определили окончательно. А значит, время и для Высоцкого пришло - в ребрендинг. Лучше поздно, чем никогда.
Tags: Буккроссинг, музыка, починка разбитых окон, шоу-бизнес
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Инициатива

    А вообще, Путину теперь самое время отпускать бороду. Если бы до выборов, то это было бы перебором: одним было бы супротив шерсти, мол фи, борода это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Инициатива

    А вообще, Путину теперь самое время отпускать бороду. Если бы до выборов, то это было бы перебором: одним было бы супротив шерсти, мол фи, борода это…