Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Грязные облака

Нашумевший "Облачный атлас" братьев Вачовски оставил в недоумении. Вроде бы как мне совершенно нечего предъявить ни создателям фильма, ни фильму как таковому, но - после просмотра отчего-то осталось отчётливое и несмываемое ощущение мерзости и нечистоплотности. Первая мысль - что дело тут в самой манере повествования, в способе съёмки, в мельтешении кадров и героев, когда параллельные истории сменяются фрагментами продолжительностью порой в секунды. Однако же - при самом просмотре ведь ведь никакого особого раздражения нет. А собственно под конец и вообще всё понятно, паззл складывается, и складывается талантливо, с явным мастерством. Есть ведь фильмы и посуетливее, и ещё более запутанные, и ничего. Так в чём же дело?


Подумав, начинаешь грешить на переизбыток жертвенного пафоса - такие вещи и правда напрягают. Пожив на этом свете какое-то время, я и без умных книжек научился понимать, что если ты слышишь про самопожертвование, то логичнее всего в этом случае предположить желание развести тебя - например, на деньги. В случае с обсуждаемым фильмом дело усугубляется тем, что пафос тут довольно надуманный и леваческий, так и хочется спросить "А где же тут Че Гевара?" Да и пропагандистская линия какая-то очень уж выпуклая и грубая. "Нас нами же и кормят" вызывает практически физиологическое отторжение. Как и самоубийство гомосексуалиста-музыканта. Как и избиение болельщиками работников психушки. Как и вдруг заговоривший внятно и красноречиво дедуля, который перед этим мог лишь всё время повторять "Я знаю! Я знаю!"

И видимо, именно в этом и есть суть неприятия. Дело вовсе не в съёмках, и лишь частично в пафосе, а в основном - как раз в самой что ни на есть физиологии. Недавно я пытался пересмотреть "Заводной апельсин", например - и не смог - меня затошнило уже на первых десяти минутах. Вторая "Матрица" тех же Вачовски, кстати, тоже весьма раздражает именно своей "подземной" частью, про Зеон. Особенно мерзка дискотека грязных и потных подземных жителей, да и сама сцена секса Нео и Тринити во время этой дискотеки, с их дырочками по позвоночникам, производит тяжёлое впечатление. Одна из тех сцен, которые я просто перематываю. Ибо натурализм.

Всё же, есть какие-то границы, которые искусство не должно переступать. В том числе и границы натуралистичности - как в изображении реальности, так и в её идеологизировании. После чего оно из искусства превращается в агитку. Агитка может впечатлить, может вызвать сочувствие или праведный гнев, может даже повести неокрепших умами на баррикады или на Майдан Незалежности, или вызвать срач на пол-мира вокруг бездарных кривляний на солеях... Но - агитку нет ни малейшего желания пересматривать или перечитывать. Одноразовый продукт. А уж тем паче, когда агитка замешана на откровенном физиологическом отвращении.

Нет, я понимаю, что на каждый товар есть свой купец. Кому-то ведь и "Необратимость" - это шедевр мирового кинематографа. Для кого-то и "Догвилль" - фильм, который можно пересматривать много раз подряд. Или тот же "Заводной апельсин". Но всё же, всё же - есть ведь и некая объективная данность, хоть и весьма призрачная и тяжело понимаемая, но всё же - Норма. Норма поведения. Норма приличий. Норма дозволенного. Норма, нарушение которой превращает художественный продукт в газетную передовицу из колонки "чернуха", как бы она ни была талантливо и художественно написана. Та самая норма, соблюдение которой оставляет что "Бойцовский клуб" Финчера, что "Вальсирующих" с Депардье, что "Синекдоху" Кауфмана или "Возвращение" Звягинцева - при всей их тяжести и/или эпатажности - в парадигме искусства, не давая соскользнуть в грязь злободневного фельетона или мерзость бульварных разоблачений...

Собственно, можно было бы ещё вспомнить и переизбыток натужной политкорректности, "как по заказу". Но в общем-то, как по мне, и того что сказано - вполне достаточно. И если бы мне нужно было определить "Облачный атлас" одной короткой фразой, я бы обошёлся всего тремя словами. Очень. Грязное. Кино.
Tags: Буккроссинг, кино, культура, шоу-бизнес
Subscribe

  • Каток

    К предыдущему, о цифровом гулаге. Нашлись сведущие люди, которые объяснили "на пальцах", как именно подчинение банков позволило государству…

  • Колумбиада - 5. Недоплавильный котёл

    Так вот, о предсказании настоящего и прошлого - по будущему. Всего два примера по США. 1. Сегодня разговоры о глокализации (глобализация через…

  • Колумбиада - 4. Человек будущего

    Для чего забота о маргиналах в комментариях к предыдущей записи было сказано достаточно. glavbuhdudin: Странное дело, эта сегрегация…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Каток

    К предыдущему, о цифровом гулаге. Нашлись сведущие люди, которые объяснили "на пальцах", как именно подчинение банков позволило государству…

  • Колумбиада - 5. Недоплавильный котёл

    Так вот, о предсказании настоящего и прошлого - по будущему. Всего два примера по США. 1. Сегодня разговоры о глокализации (глобализация через…

  • Колумбиада - 4. Человек будущего

    Для чего забота о маргиналах в комментариях к предыдущей записи было сказано достаточно. glavbuhdudin: Странное дело, эта сегрегация…