Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Лишние люди

Помнится, всего каких-то два-три года назад возникавшие время от времени дискуссии о "робомобилях" вызывали в основном скепсис - ишь ты, мечтатели, всё им фантастику подавай, о реальных вещах нужно думать и беспокоиться, а не фантазировать почём зря!

А уже в августе этого года у ув.e_mir читаю об окончании тестовых испытаний "гугломобиля" - и испытаний весьма успешных. Не проходит и двух месяцев, и приходит очередное известие - "гугломобили" "легализованы" в Калифорнии. Что, на самом деле, значит не просто много. Что знаменует собой новую эру - когда роботизацию наконец "дозволили". И мир отныне - уже просто обречён стать иным.

Ведь ни для кого не секрет, что главное препятствие роботизации отнюдь не уровень развития технологий. Главное препятствие - люди, которых всё ещё слишком много, и которым приходится чуть ли не искусственно находить применение, в виде самой разнообразной и причудливой занятости - всяческими менеджерами по связям с инопланетянами и прочими младшими помощниками старших конюхов. Ситуация, когда человеку дешевле обеспечить велфер или отпустить его в отпуск "по депрессии" - она ведь устраивает далеко не всех. Людям не нравится быть иждивенцами и нахлебниками. Людям не хочется потреблять по-минимуму. Людям хочется достойной жизни и ощущения собственной важности и необходимости. Людям - нужна работа...


И если кому-то кажется, что речь при этом идёт лишь о благополучных европах, то это именно что кажется. Практически полное отсутствие безработицы в России-Украине ведь не от того, что людей не хватает. А - от крайней неэффективности использования человеческого труда. Можно считать это нашим разгильдяйством, конечно - у нас ведь не только в госструктурах каждый второй работник есть лишний, у нас и в бизнесе практически та же самая ситуация (ну, разве что в бизнесе - каждый третий). И если наладить работу "по мировым стандартам", то конечно же люди, которых начнут использовать "на полную мощность", и зарабатывать начнут гораздо больше. Но ведь тут сразу встанет огромнейшее количество вопросов, не имеющих внятного в наших условиях ответа: от рентабельности мелких предприятий, которые начнут разоряться из-за возросшего уровня зарплат до вопроса совсем уж сакраментального - что делать с высвободившейся рабочей силой? А так - бедненько, конечно, иногда и нищенько, но зато все при деле, Система хоть и со скрипом, но работает.

Это - "второй мир". Но ведь и в "третьем мире" проблемы схожие. Необходимость хоть какой-то занятости населения тормозит в развивающихся странах уже даже самый элементарный технический прогресс. Типа пресловутых египетских или сирийских разносчиков чая и кофе, поставить вместо которых кофе-аппараты у властей просто не поднимается рука - это ведь целую "отрасль" сократить, при и так массовой безработице и огромнейшем демографическом давлении...

То есть, как видим, хоть уровень проблем в трёх мирах совершенно разный (в амплитуде от середины прошлого века до даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня), но сама Проблема везде одна и та же - лишние люди. Люди, своим избыточным количеством тормозящие прогресс, делающие бессмысленными реактивное развитие робототехники и глобальные инновации в эту, казалось бы, самую перспективную область развития. Что могло бы быть с робототехникой уже сегодня, если бы все "шлюзы" были открыты на полную - можно попытаться представить, взглянув на бум мобильных и цифровых технологий. Да, ВПК роботами занимается, и занимается очень активно. Но ВПК даёт лишь основу, базовую разработку. А настоящий взрыв может дать лишь массовое коммерческое применение.

Так почему тогда "разрешили" робомобили? Ведь очевидно же, что уже в течение ближайших пятнадцати-двадцати лет (если не быстрее) в свете данных инноваций в Первом мире вымрет профессия таксиста как таковая. Для начала. Потом - и вообще профессиональные водители станут анахронизмом. А после и вовсе личное вождение автомобиля превратится в роскошь, доступную лишь самым обеспеченным людям, как сегодня конная езда. А что же делать со всеми этими стадами водителей и таксистов? Их-то - куда?

Думается, причина столь быстрого внедрения технологии здесь (при том, что во всех остальных сферах, кроме разве что военной, она искусственно тормозится и сдерживается) - отнюдь не лоббирование "Гугла". Лоббирование помогает быть лидером и первопроходцем, но никак не определяет саму возможность такового. И гораздо важнее другое - отчего это вообще стало возможно, в принципе?

Видимо, во-первых потому, что современный автомобиль есть главный мировой убийца, с огромным отрывом обгоняющий все остальные причины смертности в мире. Приоритет гуманизма и ценности каждой человеческой жизни превращает подобный стимул в жупел, оправдывающий любые другие издержки, сколь бы тяжёлыми они ни были. Да, логику здесь искать бессмысленно - "У нас слишком много бесполезных людей, а поэтому сделаем то, что в первую очередь будет способствовать их выживанию" - и слава богу, что бессмысленно. Ни политика, ни идеология никогда не строилась на прямолинейной логике, если это конечно не политика и идеология людоедов.

(Излишек людей при всей своей очевидности есть табу, а ценность любой жизни - декларация и Смысл Всего. Этого не нужно понимать, это нужно лишь принять, и принять, кстати, с благодарностью. Ибо это и правда касается каждого из нас. Концлагеря, голод и массовые убийства сменились потребительством, кредито-зависимостью и глобальным ограничением деторождения. И если кому-то подобный выбор кажется "нечестным" - флаг в руки, Африка ждёт!)

Во-вторых, легковой транспорт является главной инфраструктурной проблемой Первого мира. Дорожные сети, которые могут обеспечить современный, чрезвычайно насыщенный трафик - это огромнейшие затраты. Упорядочить движение, исключив из него столь ненадёжный человеческий фактор - очень серьёзно. Увеличить поток транспорта без строительства новых дорог и при этом свести вероятность возникновения пробок и тем паче ДТП до минимума - это глобальная экономия. На фоне которой прокормить будущую ораву безработных водителей - видимо, и не так уж сложно.

Ну, и в-третьих, всё та же демография. Вероятно, тренды мировой демографической ситуации были наконец серьёзными людьми признаны достаточно благоприятными, чтобы на ближайшие 20 лет позволить себе столь серьёзное уменьшение занятости в столь массовых масштабах. Покойный Капица, очевидно (хоть и невероятно), оказался прав на все сто, и качественный переход УЖЕ произошёл - население планеты наконец вошло в фазу фиксации. А потому уже сегодня оказывается возможным хотя бы немного прекратить искусственное торможение прогресса.

Ведь не так давно его, прогресс, в техническом выражении и правда пришлось чуть ли не заморозить, сосредоточившись разве что на информационной сфере. Из всех масштабных разработок, в перспективе ведущих к ещё большей эмансипации населения, к ещё большему освобождению его от обязательного труда, было приторможено, приостановлено или замедленно практически всё. И - именно в силу ужасающих демографических тенденций. Ведь альтернативой столь угрожающему увеличению популяции людей (а особенно не занятых людей) долгое время казалось лишь одно - Третья Мировая. Но вот наконец в конце тоннеля забрезжил свет - люди начали прекращать размножаться.

На что Строгие Люди В Костюмах В Полосочку естественно что не могли не среагировать. Да, реакция всё ещё довольно осторожная. Пока не загнать большинство населения в виртуальную реальность (для чего и служит упор в первую очередь на информационные технологии - "Гугл" и тут со своими новомодными очками впереди планеты всей) - активная стадия так и будет сдерживаться, а роботы для массового человека так и будут смешными забавами чудаков-японцев. Но - процесс ведь пошёл! И не смотря на все сдержки и ограничения, вряд ли его отныне что-то остановит...
Tags: МирСбоку, демография, научное, футурология
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Общечеловеки

    В моей ленте чтения эта ссылка попалась раза три: " жуткая штука эта ваша история". Ну то есть я понимаю, что моя лента чтения вещь достаточно…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Общечеловеки

    В моей ленте чтения эта ссылка попалась раза три: " жуткая штука эта ваша история". Ну то есть я понимаю, что моя лента чтения вещь достаточно…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…