Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Надеюсь, последнее по теме

Ещё одно чрезвычайно расхожее мнение - о катастрофическом нарастании религиозности. Мол, скоро не продохнуть будет от попов, и мы откатимся в мрачное средневековье и чуть ли не исламского уровня фундаментализм. И народ этому будет махать платочками, ибо ведь посмотрите - они уже готовые шахиды. И даже хуже: безо всяких бомб на поясе бедных и несчастных "пуссей" затолкали на нары...

Мне думается, это иллюзия. Тут скорей чистая психология - когда что-то начинает активно обсуждаться и муссироваться - изо дня в день, во всех новостях, телевизорах и блогах - начинаешь замечать то, что давно уже есть и было, но на чём раньше просто-напросто не фиксировался: неинтересно было. А тут вдруг бац! - и "прозрел".


Как те же иконостасы в машинах - пока я не обращал на них внимания, я и не думал, что это настолько же непременный атрибут автомобиля (а тем паче таксистского), как зеркало заднего вида, например. А оказалось, эта повальная мода стартовала именно что с самого развала Союза, когда "можно стало". И никак с тех пор не прекращается - невзирая на любые колебания "генеральной линии партии".

Ещё один аргумент - повальная, публичная, напоказ, религиозность политиков. Ну, это и вовсе смешно. Если сидит в народном сознании архетип "верить полезно", "верующие - моральнее" - неужто же его не станут использовать в своих целях ушлые политиканы? Это ведь из разряда того, что человек предпочтёт хорошо одетого и лощёного прохвоста, нежели неряшливого бессребреника. Штампы, шаблоны. Люди ведь и вообще не слишком склонны к критическому осмыслению, предпочитая действовать стереотипически, даже если стереотипы эти из разряда суеверий.

Кстати, о суевериях. Вот pan_baklazhan ужасается: "Атеисты в меньшинстве!" И мол ежели поковыряться, то настоящих атеистов и вообще очень-очень мало. Дык - и настоящих геев немного, если уж на то пошло. Тех, кому нравится эпатаж и/или ощущение собственной исключительности, да ещё и "элитной" исключительности, и примазывающихся к попосластцам - намного больше. Но если идти в этом направлении и говорить о стопроцентных и убеждённых до мозга костей атеистах, то это вообще даже не меньшинство, это и вообще что-то из области ненаучной фантастики. Ведь как правило, отчуждение от религии (особенно натужное, напыщенное и пафосное, вплоть до откровенной агрессии) - сопровождается заполнением образовавшегося вакуума - именно что суевериями.

Взять того же активнейшего и агрессивнейшего богоборца Никонова. У него всё время мелькает что-либо о Судьбе, например, и вполне серьёзно, без шуточек. А ещё одна из его фишек: "Кто меня обидел, тому обязательно будет плохо". А это ведь и вообще из классических суеверий советского интеллигента (помню, мама моя им грешила, и частенько) - в отсутствие религии. Если уж применять отбор "по полной" - то какие же это атеисты, если они сами себе всякую чушь суеверную придумают, сами же в неё уверуют, и с ней же потом живут? Это уже сублимация, пардон за матюк, это уже привет дядюшке Фрейду. (Кстати, очень часто подобные суеверные богоборцы под конец жизни благополучно пополняют ряды активнейших бабушко-дедушек из числа церковных активистов - очень наглядная метаморфоза.)

Если же настолько категорических критериев, как Олег, не предъявлять - мир белого человека вполне себе атеистичен, и уж боженьке он давно не принадлежит. А принадлежит именно нам - нормальным таким безбожникам, которым физика гораздо ближе евангелий (хоть мы при этом и можем перекреститься, проходя или проезжая мимо храма - "Не убудет ведь").

Есть и другая сторона вопроса. Любой кризис (не важно - экономический, социальный, культурный, или взаимоотношений власти и общества) неизбежно вызывает в этом смысле "откаты", а потом, по преодолении - опять возвращение к норме. Ну, так и это вполне естественно: всего-то качается маятник - туда-сюда, туда-сюда. Поплохело - ударились в иррациональное. Жизнь наладилась, стала проста и приятна - вернулись к физике и потребительству. И это - нормально, все мы слабые и пугливые обезьяны, которые при этом обожают, находясь в безопасности и сытости, хорохориться и выставлять миру жопу. Люди есть люди, и совершенно не вижу тут повода для истерик.

Да, порой этот естественный процесс дополняется некими властными потугами (обычно - когда у власти всё совсем уже плохо, и ситуация из разряда "Шеф! Всё пропало! Что делать?!"). Да, в РФ сейчас стараются религиозный уклон усугубить искусственно. Но и это - всё тот же откат в иррациональное при "поплохении", но уже на уровне власти, - которая хватается за любую возможность расчесать увядающий рейтинг до обычного эрегированного состояния. Не думаю, что из этого выйдет что-то не только путное, а и вообще хоть что-то. Но если выйдет - им же по сусалам потом и ёбнет. И очень сильно. Ибо "маятник" - в любом случае один и тот же. И если его и правда хорошенько толкнуть, то на обратном пути он вдарит так, что мало не покажется...
Tags: МирСбоку, идеология, социальная психология, человек и власть
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Подорожник

    К предыдущему. Странно, что никто не обратил внимания: о главном в прошлой записи так и не было сказано, как-то потерялось в процессе написания (так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Подорожник

    К предыдущему. Странно, что никто не обратил внимания: о главном в прошлой записи так и не было сказано, как-то потерялось в процессе написания (так…