Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Автобусная социология

Приученные к тоталитарному принципу одной-единственной самоидентификации, наши советские люди оказываются порой просто-таки шокированы тем, что реальность устроена совершенно иначе, и что какой-то одной идентичности у человека не может быть по определению. Например, их практически рвёт на части, когда кто-то говорит о себе как о русском и украинце одновременно. Попытка же объяснить разницу между нацией, этничностью и культурной принадлежностью - приводят советского человека в ступор. Он замолкает, а потом от греха подальше отфренживает "еретика".

Об этой "родовой травме" советского человека я уже писал, хоть и по другому поводу. А вот сегодня, по пути на работу, мне пришло в голову, как можно объяснить эту самую невозможность "быть всегда самим собой" - на самом что ни на есть наглядном примере.


Ведь абстрактные рассуждения о том, что каждый из нас имеет десятки само-определений, выстроенных в сложную уровневую систему, имеющую также массу горизонтальных "разветвлений" - отчего-то не впечатляют. Забитые вульгарно-материалистическим подходом товарищи всё равно искренне не понимают. "Отец", "сын", "мебельщик", "дизайнер", "дончанин", "европеец", "представитель белой расы" - для них это всё разнородные характеристики, воспринимаемые как "объективные отражения действительности", как социальные, географические, социальные или вообще биологические категории. Которые никак не укладываются в одну парадигму.

И сам вопрос о том, а какая именно "объективность" более "объективна", кто ты "больше" - отец или сын, мебельщик или дизайнер, инженер или технарь, гуманитарий или филолог, дончанин, житель Донбасса или украинец, и тому подобное - вызывает у граждан когнитивный диссонанс. Они не видят в подобных парах не то что противопоставления, но даже возможности выбора. Тем самым добровольно оставляя окружающий их мир в состоянии первобытного социального хаоса, не подвергаемого личному воздействию.

То же, что в каждый конкретный миг жизни человек выступает в конкретной ипостаси, совершая ежесекундный выбор идентичности, и тем самым сам определяя окружающий его мир...

Что человек участвует в массе группировок и сообществ, в которых в том числе и его выбор определяет его место в каждой конкретной группе...

Что сепарация на "своих-чужих" есть не какой-то там ужасный "фашизм" или пресловутая ксенофобия, а самое естественное для человека поведение в практически любой социальной ситуации и среде...

Да, это и правда кажется излишним усложнением простой и понятной "объективной реальности", наиболее лёгким описанием которой есть представления себя и окружающих как исключительно объектов воздействий. По принципу "не мы такие - жизнь такая".

И вот тут как раз очень тяжело привести пример, который бы показал очевидность и естественность этой "сложности". А уж тем паче - собственного воздействия своим выбором на формирование реальности. Даже пример того, что при выборе этничности (т.н. национальности) практически у каждого есть возможность корректировок - не добавляет ясности.

И вот тут мы и подходим к обещанному мной бытовому примеру. В котором как раз очень ярко высвечивается диалектическая взаимосвязь выбора и возможности/невозможности его осуществления. И, что по моему мнению очень удачно - именно для самого "скользкого" аспекта - дихотомии "свой/чужой".



Итак, пример. На остановке люди ждут проходящий автобус. Автобус подходит достаточно заполненный, и поместиться всем желающим в него хоть и возможно, но достаточно сложно - приходится подвигаться, жертвуя даже минимумом личной территории, повисая на поручнях и упираясь в потные спины и острые локти остальных пассажиров. И тем не менее те, кто стоял на остановке, вполне идут на эти жертвы - "подвигаются", "уплотняются", "проходят по салону" - ровно до той степени, чтобы разместиться всем. Фразы по типу "Граждане, давайте ещё немного подвинемся, на пол-человечка, тут ещё мужчина не влез" - вполне обычны, и воспринимаются (если, конечно, для этого есть чисто физическая возможность) с пониманием - в результате чего условный "мужчина" помещается тоже. Сами "новые пассажиры" при этом хоть и стеснены, но психологического дискомфорта не испытывают.

Отчего? Правильно - оттого, что одно то, что они пять минут постояли вместе на одной остановке, сделало этих "новых пассажиров" общностью, "своими", для которых взаимопонимание и взаимовыручка воспринимается как естественная вещь. Общность чисто ситуативная, эфемерная, но она оказывается организована как полноценная социальная группа - хоть и всего на несколько минут.

Теперь смотрим на реакцию другой ситуативной группы - "старых пассажиров". Конечно же, они недовольны - ибо происходит внедрение "чужих" на занятую социальную территорию. "Старые пассажиры" подвигаются с неохотой, выражения лиц имеют недовольные, а порой реакция на "вторжение" достигает и откровенной агрессии, вплоть до словесных перепалок в лучших традициях советских очередей.

Но тем не менее, в результате двери закрываются, и автобус движется дальше. После чего "старые" и "новые" пассажиры становятся новой ситуативной общностью - просто пассажирами.

Автобус подъезжает к следующей остановке. На которой ожидают очередные "новые пассажиры". И - история повторяется по кругу: вторжение "чужих", солидарность "чужих" в процессе вторжения и объединение бывших "своих" и "чужих", "старых" пассажиров и "новых" - в одну общую группу. (Опять же, если для этого есть хоть какая-то физическая возможность - ситуацию забитого уже до предела автобуса мы не рассматриваем.)

Что мы здесь видим? Мы видим, как динамически меняются социальные группы, меняя при этом и личную идентичность каждого из участников процесса. Который в течение минут буквально ситуативно переходит из одного состояния в другое, поддерживая при этом все стереотипы каждой из ситуативных общностей - в рамках дихотомии "свой/чужой".

Пока он "новый пассажир", для него пассажиры "старые" - "не хотят проходить", "сгрудились у входа", "давайте подвигаться" и "всем ведь ехать надо". Но как только происходит переход в новое качество, бывший "захватчик" уже и сам реагирует на "захватчиков" в русле "да куда тут двигаться", "что, следующего не можете подождать", "спешите, так на такси надо ездить" и т.п.

И это то, что как раз и можно обозначить как "объективное воздействие". Та самая ситуация, которая ставит человека в заданные рамки реакций и шаблонов поведения.

Но. Ведь и сама ситуация не является фатальной, она вполне оставляет простор для индивидуального выбора. В заполненный автобус можно ведь и не лезть, подождать следующего, который будет свободнее. А находясь в автобусе, можно ведь и добровольно продвигаться "по салону", освобождая место "захватчикам". Тем самым мы сами можем менять свою идентичность, преодолевая шаблонные реакции. А вместе с идентичностью - менять и окружающую нас реальность.

Думается, этот очень приземлённый бытовой пример может служить отличной иллюстрацией всей сложности и изменчивости включающих нас социальных отношений. А также того, как реакция на каждый тип таких отношений (а это и есть "идентичность") служит нашим собственным регулятором - нашего в этих отношениях участия и его меры.

Быть может, не зря поэтому столь часто метафорой жизни есть дорога. В которой есть движение, есть пересадки, есть встречи и расставания, есть агрессия и доброжелательность, помощь незнакомых и равнодушие близких. И которая вне противопоставления "своих" и "чужих" - теряет даже подобие смысла. И так ли уж важно, что это противопоставление и имеет тот самый "смысл" лишь для какого-то ограниченного отрезка - времени или пространства...
Tags: ЛикБез, социальная психология
Subscribe

  • Текущее

    - Ну как, ты уже попал в "Форбс", в список богатейших жителей России? - А как же! Я в числе первых ста сорока миллионов... *** Ув.…

  • Мечтать не вредно

    Ну и ещё к вопросу "позитивных фильтров", теперь уже к технической составляющей. Ибо обилие контента это только часть проблемы. Тот же товарищ майор,…

  • Позитивные фильтры

    Если говорить об интеллектуальной сфере, пожалуй именно фильтры являются главным ресурсом, разработка которого пока что лишь на начальной стадии.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments