Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Цитаты и интерпретации

Отчего-то принято считать, что скрытое цитирование есть чуть ли не основание постмодернизма. Мол, язык аллюзий, всё такое, культурное наследие используется без соблюдения авторских прав без конкретных указаний на источник цитаты, апеллируя к конкретному интеллектуальному багажу "воспринимающей стороны", что тем самым вовлекает "обе стороны" в культурный диалог "узнавания", интеллектуальные игры а-ля "угадай мелодию", бла-бла-бла.

Хотя на самом деле цитирование (в т.ч. и "без соблюдения авторских прав") - это и в целом есть обычнейшая практика культурной преемственности. Которая лишь на короткий миг торжества прогрессистского (оно же "научное") мышления вдруг поимела обязанность ссылаться на цитируемый источник.


А что в эпоху до "прогрессизма", что сейчас - эта обязанность как таковая совершенно не воспринималась(-тся), хоть и по различным причинам. Но что тогда, что сегодня по причинам вполне естественным - в отличие от вымученной науко-подобной доказательности вчерашнего дня. Однако же самое это восприятие данной "обязательности ссылки" как практически "долга перед человечеством" - отчего-то оказалось накрепко забито в культурные коды. Цитата "без кавычек"? - йо, диджей, комон, эврибади - это же постмодернизм!

При том, что человек Ренессанса подобных "предъяв" просто не понял бы: "Тю! А зачем упоминать автора? Это же и так ВСЕ знают!" Хотя указанные "все" были лишь мизерной прослойкой образованных людей. Чем это отличается от сегодняшнего "Тю! Так это все ДОЛЖНЫ знать!" (а кто не знает, тот "в сад", как пэ-тэ-ушное быдло, права на голос не имеющее) - понять крайне тяжело. Ибо прослойка сегодняшних "всех" очень мало отличается в процентном соотношении от "всех" до эпохи Просвещения.

Просто в силу того, что массовая грамотность отнюдь не есть залог массовой образованности. А уж тем более массовой интеллектуальной развитости. Хоть на какой-то короткий миг человеческой истории эта иллюзия и была возведена в аксиому. Да так возведена, что теперь приходится вполне серьёзно опровергать данные глупости. Ибо просто сказать, что глупость - не получается. И именно в силу того, что народ требует... ага, их самых - ссылок на авторитетов. Замкнутый круг, как и многое вообще в нашу странную переходную эпоху...

А вот что по-настоящему в постмодернизме новаторского - это ИНТЕРПРЕТАЦИИ цитат. Если очень грубо - цитата приводится уже не для опоры на авторитет, а для вовлечения авторитета в трёхсторонний диалог (цитата-текст-читатель). Когда Пелевин "походя" упоминает о людях, которые считают, что они "слышат другой барабан", а на самом деле "танцуют под всё ту же дудку" - он не просто цитирует Кен Киззи (в каламбурном сочетании с "народной мудростью"). Он твёрдо знает, что любой, кто прочитал "Полёт над гнездом кукушки", мимо этого стихотворения внутри романа равнодушно пройти не мог, и что "другой барабан" (на фоне культовости книги) - это уже практически маркер. Маркер принадлежности к тем, кто в диалоге участвовать способен. Ведь того же "философского зомби" Пелевин цитирует уже вполне "цитатно" - ибо вещь немного за пределами массового, а потому прогнозируемого восприятия и реакции.

Собственно, мы тут видим уже скорей "бизнес-подход", нежели пресловутое "элитарное отсеивание лохов". По той простой причине, что подобный "отсев" хорош лишь до определённой стадии, после которой текст перестаёт быть читабельным уже и для "чистой публики". Культурные коды культурными кодами, культурные маркеры культурными маркерами, но ведь невозможно в эпоху гипер-информированности быть "в курсе всех трендов", а потому и ориентация на элитарность становится вполне умеренной, этакий элит-лайт. "Не пэ-тэ-ушник точно? Кен Киззи читывал?" - строгим голосом так. - "Читывал, дядя гуру, читывал, другой барабан идентифицировал". - "А! Ну, тогда ладно, тогда и тутова разберёсся, проходи, так уж и быть".

А это ведь уже практически есть отказ от элитарности как таковой. И даже наоборот - признание неизбежности реализма, и его стандартов "диалога". В принципе, иной судьбы, нежели поскандалив войти наконец в мэйнстрим, и угомониться - у постмодернизма и вариантов особых не было. Мавр сделал своё дело, мавр выполнил функцию связки времён для устранения "разрыва" эпохи НТР - мавр может расслабиться, закурить трубочку, глотнуть бренди, и устроиться поудобнее в заслуженном пантеоне классиков.

Ибо даже самые высокоразвитые подростковые особи неизбежно вырастают и социализируются. Из того простого соображения, что кушать - всё-таки хочется. В силу чего уже даже и само новаторское интерпретирование в результате всё одно выливается в соблюдение элементарных приличий и принятых для масскульта правил игры. А соответственно - в выход из подполья любого уровня "бархатности" или наоборот, "помоечности" - в обычную скучную респектабельность.
Tags: ЛикБез, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments