Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Подарки безграмотности



Удивительные открытия дарит порой необразованность!

Я вот, например, был просто уверен, что в саундтреке "Звёздных войн" используется вагнеровский "Полёт валькирий". И даже хотел упомянуть этот "факт" в одном из своих ближайших постов, посвящённых цитированию в искусстве. Зашёл за "иллюстративным материалом" в "Ю-Туб", и - тут меня ожидал жесточайший облом - поиск не выдал никаких соответствий.

Это был и правда тяжёлый удар: и по самолюбию, и по собственному представлению о музыкальной памяти, которую я у себя считал не такой уж и никакой...


Раззадорившись, я начал копать. Музыка в "Стар-Ворсах" авторская, ок. Автор - Джон Уильямс, который, как оказалось, великий, могучий, и вообще гуру не хилее того же Лукаса - тоже ок. Попутно "Звёздные войны" открылись для меня, как дилетанта, ещё и с новой стороны - оказывается, симфоническое сопровождение фильмов, которое сегодня есть чуть ли не голливудский штамп, было именно что Лукасом в сотрудничестве с Уильямсом и скреативлено - ибо до "Звёздных войн" кинематографический мир подобного оформления видео-ряда не знал.

Музыка, используемая до "звёздно-войного" прорыва, была фрагментарной, постоянного музыкального сопровождения не было даже близко. Да и такой "простой" и известной в классике вещи, как лейтмотив, в кинематографе практически не применялось, а уж индивидуальные лейтмотивы, которые бы сопутствовали определённым персонажам или конфликтам характеров (те самые "такой-то сякой-то theme") - это было и вовсе новаторство и полнейшее ноу-хау.

(Заметьте - и это ведь после практически эпохи тапёрства, которое в своих лучших образцах именно этот путь и "проповедовало"! И? Куда этот богатейший опыт делся на добрых сорок лет не-немого кино? Уже ведь - практически тема для диссертации...)

Слегка офигев от таких "на ровном месте" великих географических открытий, я полез глубже. Обнаружил пару-тройку англоязычных статей**, которые на полном сурьёзе, с приведением не только теоретических конструкций, но ещё и с теми же музыкальными примерами, обосновывают преемственность уже не какой-то там одиночной "Валькирии", а в целом вагнеровских "Нибелунгов" и - первой трилогии Лукаса. Преемственность не просто внешнюю, но и в сюжетообразовании, в идеологии как таковой, в самых что ни на есть базовых конструктах. И при этом - обосновывают чрезвычайно убедительно.

Тут уже даже слово "офигел" - оказалось слабовато для выражения моего офигения. "Нацистский" Вагнер, "любимчик" Гитлера, и - Лукас, который даже от соблазна внутренней рифмы "джидай"/"жид"* не смог удержаться - попутно кабаллизируя сознание миллионов могучей кучкой своих еврейских штучек. Ещё и практически воплотив в человеконенавистнической "имперской" эстетике "тёмной стороны Силы" - эстетику нацистскую (что разве что слепому тяжело не заметить).

Ну, ни фига себе преемственность! - это ведь практически разрыв шаблона! Одно дело "Валькириями" сопроводить полёт гнусных имперских "нацистов" (что вполне "в русле"), и совсем другое - цитировать Вагнера в его "нацистских" сюжетах и идеологеммах.

И первейший в этой ситуации мой вопрос: "А чем вообще авторы этих искусствоведческих опусов в своей искусствоведческой жизни обдалбываются, мягко говоря, вдохновляются? - что их так плющит и куксит. Не Винстоном же, право слово!.." Но тут я чрезвычайно вовремя вспомнил, что Израиль - это единственная страна в мире, где чтение и даже изучение "Майн Камфпа" не только не запрещено законом (как в остальном гойском мире), но и входит в обязательный гуманитарный университетский курс. И - всё снова встало на свои места.

"Майн Кампф" - это "знать врага в лицо". А Вагнер в качестве источника для цитирования и переосмысления - это и того круче! - это пользоваться оружием врага для его же ниспровержения. Не отрицать врага, а наоборот, вобрать его в себя, и выдать как своё, собственное, аутентичное - что может быть более мудрым в вечной Битве Титанов?

Видимо, евреи и правда не зря имеют репутацию умнейшей человеческой расы. Ибо подобному отношению можно лишь благоговейно учиться - "Умеют же, черти, мать их!.."

... А цитату из вагнеровской "Валькирии" в лукасовской эпопее после ещё двухчасовых поисков я всё же нашёл - с музыкальной памятью у меня всё оказалось в порядке - "ту-дум-ту-ду-ту-дум" в "Звёздных войнах" есть не мираж лобовского подсознания, а вполне себе музыкальная реальность. Хоть и использованы "Валькирии" Уильямсом очень даже грамотно, со всеми "соблюдениями авторских прав": там даже до дозволенных четырёх тактов дело не доходит. Но - при этом ведь не просто узнаваемо - это самое оно и есть!..

Не зря тот же Пелевин, главный подъёбщик всея Руси, и тут не смог остаться в стороне, ехидненько упомянув в своём "Снаффе" "Полёт валькирий" как "древний гимн лётчиков". В совокупности с знаменитой ветолётной атакой в "Апокалипсисе наших дней" Копполы - это душевнейший стёб, я так считаю...

- - - - - - -
* - как усреднённое от средне-европейского произношения, а не в качестве "оскорбления", если что
** - встроенный "Яндекс-переводчик", надо заметить, становится всё лучше и лучше: даже безграмотный я - всё, что хотел, вполне из статьи понял

Tags: ЛикБез, кино, культура, музыка
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…