Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

"Дети Чернобыля"

Я чрезвычайно хорошо помню себя 16-летним. Когда я слушал БГ, "Дорз" и "Пинк Флойд", знал, кто такой Сэллинджер, и считал в связи с этим, что я крут, а вокруг меня топчется беспросветное убогое быдло. К 18-ти я кроме Сэллинджера одолел ещё и Гёссе с Олдингтоном, и решил, что вот уж теперь я точно супер-крут, и всем окружающим до меня и моего вселенской крутизны уровня не дотянуться вообще никогда. К 20-ти, "освоив" буддизм, краем уха услышав о дзене, и краем глаза ознакомившись с индийской философией, я понял, что я гений, и "надо что-то с этим делать". И лишь годам к тридцати я наконец-то осознал, насколько скудны мои познания о мире, и какой я всё же обычный и обыденный человек. И что характерно - это открытие оказалось скорей приятным, чем наоборот. Ибо смирило меня с тем, что я до сих пор не рок-звезда, не гуру и не мега-шаман. Жить после этого оказалось намного проще.

Сегодняшним 16-летним жить проще с самого начала, и без столь непродуктивных усилий по утверждению собственной "гениальности". И мне кажется, что это есть очень правильное положение вещей.


Они - другие, это да. Они живут в гораздо меньшем напряжении, и интеллектуальном, и моральном, и физическом. Зато обладают при этом поистине непредставимым для нас мобилизационным потенциалом - когда вдруг становится "надо". Плюс - непредставимым для нас адаптационным потенциалом, когда ими опять же в реактивном порядке осваиваются вещи, ещё вчера бывшие для них чем-то из разряда потустороннего.

И на этом фоне все вот эти рассуждения о "тупой молодёжи", о "поколении дегенератов", о "детях Чернобыля" и пр. таком же - знаете, начинают просто-напросто раздражать, как и в целом раздражает любое старческое брюзжание.

По большому-то счёту, в интеллектуальном плане мы, "старпёры", отличаемся от "молодёжи" разве что чуть бОльшей начитанностью. И это - всё. Остальное оказывается малосущественно. А начитанность - это для нас, для "людей знания", актуально. А для "людей навыка" это вопрос пары месяцев пробежаться по верхушкам - после чего они воспринимают всё отчего-то гораздо глубже и точнее нас. И нас это практически повергает в шок - "Как же так, я ведь и то, и это, и третье, и десятое, а этот засранец по википедиям пробежался разве что, пару статей по диагонали просмотрел, но ведь при этом - фиг его переспоришь! Откуда он всё это взял?!"

И разговор при этом - отнюдь не о гениях. Это касается подавляющего большинства молодых людей. Да, чаще всего всего этот их навык "быстрого обучения" есть лишь в потенциале. Однако же, с этим их мобилизационным и адаптационным потенциалом они могут из гадких утят превращаться в лебедей не как мы, медлительные "люди знания", годами, а - практически с космической скоростью. Но, опять же, только при одном условии - это им самим должно стать категорически необходимым.

И что интересно, деление на "образованных"/"необразованных" на сегодняшний день не слишком-то и актуально. Потому что речь идёт не о желании или нежелании учиться, речь в целом о смене модели мышления. Не учатся не потому, что не хотят или не могут, а потому, что учиться по предлагаемым моделям оказывается бессмысленно. Эти модели приспособлены для совсем иного типа сознания, и новому сознанию "человека навыка" просто-напросто не подходят. Человек эпохи интернета всё одно не поймёт, для чего ему заучивать исторические даты и тем паче биографии, если под рукой всегда есть Википедия. Ему не понятно, зачем учить правила письма, если он пишет в текстовом редакторе, исправляющем ошибки. А для чего на свете геометрия при наличии "Автокада" с "Корел-Дроу" - это и вовсе из разряда "вопросов на засыпку".

Да, с нашей точки зрения подобное отношение к знаниям в частности, и информации в целом - выглядит профаническим. А сами его носители воспринимаются не самостоятельными интеллектуальными субъектами, а разве что придатками к компьютеру. Однако же, и наша собственная позиция в компьютерный век страдает ровно той же профаничностью. И все попытки хоть как-то реформировать систему образования, совместив наш подход "книжных червей" и их - "поверхностных лентяев" - увы, оканчиваются пшиком.

И видимо, именно перегрузка гипер-информационными потоками и есть причина вот этого "щадящего режима", "включающего" лишь освоение самых необходимых вещей, с игнорированием того, что за ненадобностью для текущего момента воспринимается как избыточная нагрузка. Когда же приходит время освоения того, что ещё вчера было "избыточным" - это делается "налегке", ибо "оперативная память" не перегружена, а потому и достаточно безболезненно переводится в "режим форсажа".

Собственно, пришла пора говорить не об образовании как таковом, а о наличии или отсутствии навыка к вот этой самой реактивной мобилизации. И о том, а возможно ли вообще, как таковое, развитие этого, наиглавнейшего на сегодня, навыка, или надо просто смириться, и воспринимать ситуацию как она есть. Пока не вырастет новое поколение - тех, кто наконец-то поймёт (исходя из собственного опыта и собственных потребностей), как именно нужно реформировать образовательную модель, чтобы она и правда приносила плоды интеллектуального характера, а не сохраняла ситуацию, когда школа (да даже и ВУЗы) есть для самих детей не более, чем "камеры хранения" и место для освоения первичной социализации.

Ведь "ленивый" и "бестолковый", но "умный" мальчик может собраться, активизироваться, и за полгода одолеть математику, с который до этого "общался" исключительно через ЁТМ. И как он это сделает - мало кому понятно, но уж точно не благодаря учителям. А вот гопник у ларька - он хоть треснет, но не сможет ничего подобного - ибо у него нет ни навыка, ни возможности осознать путь приобретения этого навыка.

Но ведь и гопники у ларька - это отнюдь не массовое явление, это - обычная отбраковка. Слишком уж смело говорить в этом случае об антропологии, ибо тут банальная биология. Тупиковая ветвь развития - бывает, чего уж там. Ибо гопников-то по сути - 5, 7, не знаю, пусть даже 10%! И, если уж на то пошло, то для нашего поколения процент тех, кого сегодня описывают в столь нелестных терминах, т.е. откровенного генетического брака - был ничуть не меньшим. Если не наоборот.

Сама же масса - она инертная, это да, у отечественного разлива инфантилизма очень много корней, и ни социальные, ни идеологические из них тут далеко не определяющие - это и в целом комплекс. Но в общем-то, даже создавшаяся ситуация поголовного инфантилизма никак не есть трагедия. Вернее, это можно воспринимать как трагедию, но отнюдь не личностного уровня, а как трагедию нации. Но тут тогда другой вопрос - а нужно ли нации как таковой из "второсортного потребителя" выходить в потребители "первосортные"? - если её и подобное положение вещей устраивает, а переход на более высокий уровень требует непропорционально-серьёзных мобилизационных усилий?

Мой личный ответ, я думаю, понятен вполне - конечно же, нужно! Но мой личный ответ в данном случае несущественен, ибо это в любом случае задача элит. Тех самых элит, которые на сегодняшний день в нормальном объёме ещё не сформированы. Да, за это переходное время формирования элит и само "второсортное потребление" значительно ухудшит общую "по палате" ситуацию. Но видимо, и это тоже является необходимым кризисным фактором, ибо у новых элит (теоретически - тех, кто рождается сегодня) для их настоящей и полновесной активизации должен быть настоящий Вызов. Т.е. по-настоящему серьёзная и кризисная ситуация, которую придётся по-настоящему разгребать, закатав все возможные рукава, озадачившись тем, как вовлечь в это движение всю нацию, решив этот сложнейший вопрос через "не могу" и получив тот результат, который без кризиса (а соответственно, и сегодняшнего "безвременья") - был бы просто невозможен.


По результатам дискуссий у natali_ya, falcao и macbushin
Tags: МирСбоку, дети, починка разбитых окон
Subscribe

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Общечеловеки

    В моей ленте чтения эта ссылка попалась раза три: " жуткая штука эта ваша история". Ну то есть я понимаю, что моя лента чтения вещь достаточно…

  • Ещё о фильтрах

    Есть одна вещь, которая очень сильно затрудняет восприятие современного мира и его реалий, и многократно усиливает воздействие белого шума. Вещь эта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Общечеловеки

    В моей ленте чтения эта ссылка попалась раза три: " жуткая штука эта ваша история". Ну то есть я понимаю, что моя лента чтения вещь достаточно…

  • Ещё о фильтрах

    Есть одна вещь, которая очень сильно затрудняет восприятие современного мира и его реалий, и многократно усиливает воздействие белого шума. Вещь эта…