Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Реализм и реальность

Показателен расцвет в 19 веке реализма именно в России, причём, до невиданных ни ранее, ни позже высот - и не только в России, но и в остальном "белом" мире. Формирование нации и пресловутого гражданского общества у нас явно подтормаживалось относительно Европы (о причинах - явно не здесь), и уж где-то в ином выражении этот перекос обязан был компенсироваться! Вот он и компенсировался - в литературе. Если в Европе строили общества нового типа наяву, то мы строили их виртуально. Зато - как строили, как строили!

Правда, как и положено хорошему учителю, сами воспользоваться результатами своего "строительства" - не смогли. В отличие от Запада - прилежных учеников, которые и систему Станиславского изучили вдоль и поперёк, и Эйзенштейна до последнего кадра вызубрили, и толстоевских восприняли не только как то, о чём написано, но главное - как. И которые на основе всего этого революционного по сути культурного массива сварганили оружие массового поражения, перед которым любая водородная бомба оказывается просто детскими забавами. Массовую культуру. Которая одновременно же есть массовая пропаганда. Умение играться с реальностью, видоизменяя её до неузнаваемости, вылепливая при этом как из пластилина необходимые вариации массового сознания - вот что глобально изменило этот мир, превратив его в то, чем он нынче является.

Дистанция между читателем и воспринимаемой им художественной действительностью, её формат и способы осуществления - это и вообще одно из важнейших достижений реализма. Разные способы "диалога" между читателем и автором, автором и персонажем, персонажем и читателем же - образовали такую бездну возможностей, которая в биологическом, например, смысле, сравнима разве что с половым размножением по отношению к почкованию. Эпоха до возникновения реализма - это именно что почкование и есть: нечто вязкое, аморфное, минимально-изменчивое, зато почти без уродов, с минимальной подверженностью мутациям. Реализм же - это взрыв возможностей и комбинаций, но, что уж тут греха таить - с осложнениями в виде "даунов" и прочих вредных "генетических мутаций".

Особенно когда дело дошло до кровосмесительства в виде соцреализма - вот уж где урод рождался за уродом, и никакой союз повитух не был в силах этому массовому вырождению противостоять. Соцреализм оказался тупиковой ветвью развития, неандертальцем, вытесненным кроманьонцем. И в роли кроманьонца как раз и оказалась массовая культура. И в первую очередь - американского, "кинематографического" образца.


Её обличие не есть самое приятное. Её цели (если не жить в раковине, и не твердить как отче наш о "тупой развлекухе") - также весьма далеки от просвещенческих и гуманистических. Однако же, при всём её возможном неприятии, приходится признать - положительных моментов в любом случае оказалось в разы больше.

Во-первых, тотальный идеологический контроль, массовые манипуляции сознанием есть единственная альтернатива массовым же расстрелам и концлагерям. Думаю, для обывателя выбор тут очевиден. Избежать оболванивания есть хотя бы шанс, и это дело твоих личных возможностей и твоего интеллекта. А вот избежать концлагеря - ни ум, ни личные достоинства не помогут.

А во-вторых, реализм в своём воплощении в виде массовой культуры оставляет любому желающему лазейку, позволяющую противостоять оболваниванию. Ибо главное, что дал реализм не только художнику, но и зрителю - это свободу. Да, при всей кажущейся парадоксальности - так оно и есть - тотальный контроль оказался немыслим без тотальной же личной свободы мысли. Даже при том (вернее - именно потому), что для 95% населения этот ресурс оказывается недоступным. Свободу не только жанровую, гораздо больше того - свободу и в целом индивидуального подхода к творчеству. Отныне можно было творить без оглядок как на утверждённые жанром законы, так и на авторитеты. И воспринимать - ровно также - индивидуально, вплоть до вкусовщины.

Что из этого вышло - мы видим воочию. Можно, конечно же, грустить по этому поводу, проклиная постмодернизм и упадок культуры, кляня отсутствие определённых критериев и возможность общественного воздействия на культурный процесс. Можно. Однако же - оставим это благое занятие специально-обученным боевым критикам. Сами при этом с превеликим удовольствием погружаясь в бездуховность - "Вау, пиплз! Новый сезон "Саус-Парка" уже в сети!"

Итак, мы о дистанции. Её показатели, хоть количественные, хоть качественные, оказались воистину потрясающим средством для варьирования отношения к действительности как таковой. Освоив уменьшение дистанции, с целью сделать далёкое и чужое близким и понятным, реализм обратился к иным возможностям.

Оказалось, что можно наоборот, искусственно увеличивать дистанцию между читателем и героем, формируя тем самым совершенно невиданные и неизвестные ранее художественные миры. Так появилась фантастика, мистика, фэнтези и пр. Пространство, время, всяческие стилизации - языка, поведения, архетипов героев под иные эпохи, культуры и состояния - породили буквально шквал новаторств и прочих изобретательских рацпредложений. Достоевский, Кафка, Платонов, Маркес - все эти монстры игрались с реальностью, как котята с дохлыми мышами, превращая то обыденность в миф, а то наоборот - миф в обыденную серость.

Искусство освоило абсурд, искусство освоило сюр, искусство научилось сталкивать альтернативные реальности лбами, вплоть до их саморазрушения в результате столкновения, и до освоения катарсиса уже на уровне реального оргазма. Искусство стало пластичным, и из убогого отражения "жызди" перешло к закономерному следующему этапу - формированию реальности самим собой. Искусство, культура в целом, превратились из вспомогательных факторов геополитики, политики и социоформинга в самостоятельную реальность. Уже не идеология и пропаганда стала пользоваться искусством в осуществлении своих грязных делишек - нет! Отныне сама идеология и пропаганда стали всего лишь частью культуры. И тот, кто смог этот безумный поток обуздать и возглавить, кто смог превратить хаос культуры в хаос управляемый - смог управлять и миром тоже.

Культурный фон - стал не просто элементом социоформинга. Социоформинг стал и в целом синонимом культуры. Если вы контролируете культуру, вы - контролируете страну. Вы направляете общество, а общество просвещает массы. Которые, в свою очередь, становятся источником вас. Потому что вы в этом случае - и есть элита. Если же вы позволяете в своей стране реализоваться чужому культурному фону, то вас не спасёт никакая социалка и повышение пенсий в ковырнадцать раз - ибо страна всё одно будет принадлежать кому угодно, но только не вам. И вы тоже будете кем угодно, но на элиту вы никак не тянете.

И вот что тут чрезвычайно важно помнить - всем, кому не просто интересно состояние культурного фона в своей стране и те векторы, которые он определяет в благом деле социоформинга. Помнить, что и в целом, когда мы говорим об искусстве, когда мы говорим о культуре, мы именно что реализм и имеем в виду. Включая всех его многочисленных потомков и порождений, которым "высокая наука" в причастности к мэйнстриму отказывает.

Отказывает, понятно что, совершенно зря. Академическое сознание и вообще очень инерционное, меняющее догмы ничуть не более свободно, нежели сознание религиозное. В действительности же давно пора признать, что реализм есть высшая стадия эстетического мышления, и все дальнейшие потуги - всего лишь работа с инструментарием, углубляющая, расширяющая и дополняющая освоенную методу. А уж если вы и правда претендуете на гордое звание элиты, то такие досадные мелочи, как инерция академического мышления, вас не только не должны останавливать в ваших действиях, они вам и вообще должны быть по барабану.

Искусство - это и есть реализм. Какие бы он при этом ни принимал личины, какими бы перфомансами, инсталляциями и прочим новаторским бредом вас не пугал, и в какие бы китчевые или поп-артовые маскарадные костюмы не рядился. Это всё - есть объект для приложения сил, для активного вмешательства и направления в нужном русле. Если вас при этом и правда интересует реальность и ваше собственное присутствие в ней. В противном случае реальность за вас будут формировать совсем другие люди. Которые и мыслят - реалистичнее. То есть (мы ведь помним о парадоксе реализма?) - те, кто может от этой реальности абстрагироваться, и регулировать дистанцию между нею и теми, на кого социоформинг обращён.


Продолжение
Tags: МирСбоку, культура, наше всё
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments