Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Реализм и "правда жизни"

Это кажется парадоксом, однако же так оно и есть - максимальное правдоподобие и приближение к действительности не только не добавляет реалистичности в изображаемое, но наоборот - оно эту самую реалистичность разрушает. Потому что реальность для реализма - это реальность читателя, объекта, на который художественное произведение собственно и ориентировано.

Именно поэтому изображение крестьянского быта, крестьянского характера в дореволюционной литературе, например - вполне понятно и современному читателю тоже. При том, что сама сельская реальность изменилась с тех пор кардинально. А вот городской житель в своих базовых принципах остался практически тем же, что и был, разве что оброс "АйФонами" и прочими чудесами бытовой техники.

Описывай Толстой или Тургенев крестьянство как оно тогда действительно было, а не как оно представлялось в литературе для "своих" же, для интеллигенции, с вот этим самым "одушевлением зверушек", близким к идеализации - наш изнеженный гуманизмом и тёплыми сортирами современник просто задохнулся бы от всех этих миазмов жуткого и беспросветного существования, и вырвал бы от экзистенциального ужаса увиденным - на первой же странице. Но ведь ровно так же вырвал бы и образованный современник этого безобразия, читающий условного Тургенева, которого вдруг потянуло бы в настоящую "правду жизни".


Именно поэтому хорошим артистом считается не тот, кто ведёт себя естественно, а тот, кто умеет создать впечатление "естественности". А максимально реалистичным выглядит срежиссированное, на "много дублей" действо, а отнюдь не живая съёмка "на цифровик".

Мало того, люди ведь и вообще, как таковые, ведут себя крайне "нереалистично"! Они как-то глупо улыбаются, неудачно шутят, неловко ходят и крайне бессвязно выражают мысли - просто позор какой-то! То ли дело в кино! - вот где люди действительно выглядят "как в жизни", "по-настоящему" - если, конечно, кино снято грамотно и профессионально.

Да что там далеко ходить! Достаточно всего-то разок-другой посмотреть любительское порно, чтобы ощутить вот эту разницу реализма и натурализма. Порно профессиональное может нравиться или нет, может быть нужно (конкретному человеку) или без надобности, но свою главную функцию - вызвать возбуждение - оно выполняет вполне успешно. Любительское же порно, снятое на статичный фотик, примотанный к трюмо скотчем, можно использовать как разве что варварское, но чрезвычайно эффективное средство справиться с жестоким похмельем. Ибо все эти нелепые движения и полное, окончательное "неправдоподобие" выражаемых страстей, ничего кроме тошноты вызвать не может по определению...

Все приведённые примеры - это когда действительность "ретушируется", когда она показывается лучше, чем есть, тем самым сокращая дистанцию между зрителем тире читателем и - изображаемой гнусью. Действительность ведь и правда гораздо грубее и хуже тех, кто испытывает потребность её оценить: пресловутый Парето со своими "80 к 20" и здесь оказывается, гад такой, вполне уместен. Однако же, означенное уменьшение дистанции - это не обязательно "подтягивание" изображаемого до уровня воспринимающего.

Ровно обратная ситуация, когда саму "воспринимающую сторону" должно иметь в виду как папуаса, индейца или крестьянина, "упрощая" изображаемую действительность до уровня среднестатистического обывателя - для реализма настолько же естественная и обычная.

Пожалуй, самый яркий пример в этом смысле это описание жизни знати. Если крестьяне искусством облагораживаются, то всяческие короли и принцы наоборот - несколько приземляются, наделяясь "обычностью", слабостями и рефлексиями "простого смертного". Которые для массового сознания в отношении сильных мира сего - есть что-то невозможное ("принцессы не пукают"). И возможными становятся лишь как художественная действительность. Полубоги тем самым опять же становятся ближе к читателю, но уже - будучи несколько принижены.

И это касается отнюдь не только эпохи до "восстания масс". Массовое сознание в любом случае организовано так, что и в "братстве-равенстве" найдёт себе объекты для поклонения, "непогрешимых". В этом смысле бульварная, с позволения сказать, "публицистика", залезающая звёздам в постели и ковыряющаяся в их грязном белье - есть тот самый недостающий для масс элемент реализма, опускающий "элиту" современности с небес на землю, поближе к обывателю. (То же, что на эти самые небеса их сам же обыватель и поднял - ну, это ведь дело такое, житейское.)

Собственно, если уж на то пошло, и само возникновение реалистического подхода в искусстве - это как раз эпоха становления демократий и национальных государств, эпоха выравнивания обиженных судьбой и богом "униженных и оскорблённых", с одной стороны, и важных и заносчивых "хозяев жизни", с другой - до нивелированного состояния гражданина. "Эгалитэ-фратернитэ", все дела.

В этом смысле особенно показателен расцвет в 19 веке реализма именно в России, причём, до невиданных ни ранее, ни позже высот - и не только в России, но и в остальном "белом" мире. Формирование нации и пресловутого гражданского общества у нас явно подтормаживалось относительно Европы (о причинах - явно не здесь), и уж где-то в ином выражении этот перекос обязан был компенсироваться! Вот он и компенсировался - в литературе. Если в Европе строили общества нового типа наяву, то мы строили их виртуально. Зато - как строили, как строили!


Продолжение
Tags: МирСбоку, культура, наше всё
Subscribe

  • Масленичное

    Масленица в Петропавловке явно удалась. Мы собственно не собирались, но посмотрев на мажорски-туристическое не пойми что на Малой Конюшенной (с…

  • Кумовья и кумовство

    Ув. kuba упомянула вскользь о неупотреблении в России слова кум: не вообще, а в своём основном смысле - как описание отношений крёстных и…

  • Сидящим на чемоданах

    Прочитав отклики на предыдущую запись, подумал, что быть может кому-то будут интересны (а то и небесполезны) мои ответы ув. tu460 tu460 накануне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments