Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Жила-была одна фильма

Вообще, обычно меня вольные трактовки истории в кинематографе (даже чрезмерно вольные) - не напрягают. Художественное кино на то и есть художественное, что художник имеет право на своё видение, будь оно хоть дважды антиисторическим, трижды заказным или четырежды противоестественным. Претензии возможны к кино документальному и обучающему - они ведь как раз на объективность и претендуют, в отличие от.

Я даже "Царя" Лунгина посмотрел не просто спокойно, но и с удовольствием. Хоть и отметил для себя, чисто из врождённой вредности, что: до эйзенштейновского накала страстей и конфликтности характеров Лунгин всё одно не дотянул; принципиально ничего иного, кроме всё той же затасканной советской исторической концепции, не изложил; да и американский блокбастер, с другой стороны, из себя выродить не смог. Это кроме того, что и в целом - полез не на свою территорию, что после гениальнейших "Такси-блюза" и "Острова" было очевиднейшей ошибкой. Однако же, если абстрагироваться от Эйзенштейна, американских блокбастеров и собственно личности Лунгина, то - кино вполне ведь смотрибельное! - почему бы и не посмотреть?

Однако же, раскрученная и обласканная свежеиспечённая обладательница "Ники" фильма "Жила-была одна баба" - таки смогла меня достать. Нет, монитор в бешенстве я разбивать не разбивал, тельняшку (за отсутствием оной) на груди не рвал, громко не матерился - я и вообще довольно уравновешенный человек. Однако в своём личном активе данную поделку оценил не просто как 2,5 часа времени, потраченного впустую. Нет, эти 2,5 часа я зафиксировал с отрицательным знаком, как время приобретения отрицательной кармы и засорения всех прочих астралов с чакрами.

И вдруг крепко задумался - а почему?


Ну, не потому ведь, что здесь очередные вариации на тему "немытой России", которые искренно и от души хочется выблевать? Вернее - не только ведь поэтому? - учитывая моё разгильдяйское к сему вопросу отношение (см.выше). В силу эстетического неприятия? Так ведь не так уж и плохо снят этот фильм, без откровенных провалов и бочин. Да, вторая часть крайне невнятна в сюжетном изложении, но это ведь тоже дело такое, при желании можно воспринять и как художественный метод, как способ обработки времени и реальности, его ускорений и спадов в художественном пространстве, например. Ну, и ещё что-то подобное в качестве отмазки можно было придумать тоже. Оправдал ведь я для себя "Счастье моё", которое именно что с определённого момента становится категорически невнятным, но от этого только выигрывает!

Думал долго. Минут пятнадцать, не меньше. И вдруг понял.

Основное раздражение, на самом деле, не от невнятности, и уж тем паче не от исторической чернухи по всем фронтам чернушества - от беспросветной рассейской крестьянской жизни, "и без того задрипанной", до большевистского ада и беспредела, с расстрелами невинных и врождённой ненавистью к "грамотеям" (чем правильнее и ближе к литературному языку изъясняется персонаж, тем он мерзее и гаже). Дело совсем в другом.

Просто это - очередная тупая социалка. Шансон. Если уж у нас даже ментовский шансон появился, то уж шансону историческому - тем паче глупо удивляться. Вы ведь только представьте исторические конструкты, ориентированные на "зековскую", воспитанную в поколениях каторжных традиций и этики - аудиторию! Тут ведь либо Сталин на спине, чтобы в бане не трахнули, либо "коммуняки суки, всех батюшков в расход пустили". Промежуточной даже стадии - близко нет, не говоря уже о возможности некой объективности. И быть их - не может по определению. Да и невнятность изложения - ровно того же, зековского характера - "кручу, верчу, обмануть хочу". Кто чего не понял - я не виноват, художественный приём такой, хуле.

И ведь тот же "глубокий символизм" фильмы - он всё того же, шансонного характера. Ведь даже вот это финальное затопление с вспоминанием града Китежа - это настолько, пардон, дёшево, что тут разве что Кучина с его мега-хитярой про "человека в телогрейке" помянешь. Да-да, вот эту пестню про сбежавшего зека, узнавшего, что мамо - при смерти. Которого догоняют собаки, догоняет сержант, нуждающийся в отпуске за поимку беглого, чтобы тоже повидать своё мамо (а для чего ещё?!), и вообще вот такая вот жыздь, и такая вот "случилась история":

Сухо щелкнул затвор, оглянулся зэка.
"Сука!" - выдохнул он, и взглянул в облака.
А вверху пустота, лишь вдали по кривой
Покатилась звезда, словно в отпуск домой.


Так и видишь классических казаков-критиков из жюри "Ники", которые под добрые стопиисят без закуски плачут пьяными слезами:
- Ты прикинь, Колян! Звезда покатилась! С неба, бля - не просто так! И вот тут - вот где, бля, Колян, метафизический нарратив, ёб твою мать - застреливают зека, суки лагерные! До смерти, как есть, застреливают. И звезда, ебить ту Люсю - тоже покатилась...
- Вован! Ну, ты бля силён излагать! Как там? "Метафизический нарратив"? Ща запишу...

Собственно, вот что волчица в начале фильма, что наводнение и Китеж-град в конце - это и есть вот это самое "покатилась звезда", "оглянулся зека". Шансон. Убогий, слезливый, тупой и в своей сентиментальности, и в своей слезливой жестокости и бездумном кровавом натурализме. Шолохов со своими диалектами, доживший до наших дней, и фигачащий на потребу публики "калины красные" в натуре. Блатняк, воплощённый в кинематографе - только не "за турму", как уже всем обычно и приелось, а "за жыздь". Уровень уже Шуфутинского, практически! - растёт рассейский кинематограф, растёт!!! Эдак скоро и до "солнышка лесного" дорастёт, до "все мы собрались", до духовности практически...

А что касается славословий... Подозреваю, для казаков из жюри других дифференцирующих признаков, окромя упомянутых "турмы" и "жызди", нынче и не существует. И в чём-то они ведь правы - у нас ведь или турма, или жыздь - а больше ведь и нет ничего! И, я так понимаю, казакам, как и власти, так и надо - чтобы ничего другого и не было...
Tags: Буккроссинг, кино
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Рукомойное

    Ну и ещё немного добавлю по поводу авторитетов и дилетантов. В качестве не самых очевидных следствий, и вместе с тем как ответы на некоторые из…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…