Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Неженское женское кино

Мне очень тяжело сказать что-то хорошее о досмотренном вот только что "Кратком курсе счастливой жизни". То есть формально - обычный бабский сериал, любовь-морковь, страдания без меры, числа и смысла, и хэппи-энд в конце. Шаблон. Разве что "реализьму" добавлено. И обычной слащавости подубавлено. И снято нарочито-полукачающейся камерой с крупными до безжалостности планами, создающими эффект реалити-шоу.

Но. Вот именно этих мелочей оказалось достаточно, чтобы превратить говёное бабское слезливое мыло - в отличный фильм. Который не о "любови", не о "чуйствах", не об "отношениях" и прочем, пардон, пиздострадании (избитом до состояния уже даже не отбивной, а вообще фарша). А который - о жизни, о судьбе, об обыденности предательства, о нелепости благородства, о величии мелочей и неизбежности случая. Который о том, что люди не меняются, но вполне способны изменить рутину жизни (пусть и на другую рутину), и вместе с изменившимся себя самого фоном - и сами становятся другими.

Оставаясь при этом всё теми же: кобелями, стервами, дурами, идиотами, подлецами, истеричками. Перманентно несчастными, уставшими от жизни мужчинами и женщинами. У которых вдруг появилась возможность перестать брести всё той же избитой колеёй, и выйти на какую-то иную дорогу - хорошую ли, плохую, удача ждёт впереди или наоборот, полнейшее крушение - так ли уж это важно?


Этот фильм не "чернуха". При том, что он весь - обнажённая и неприкрытая жестокость. Жестокость, которую мы привычно воспринимаем как данность, живём ею, и даже не замечаем, насколько мизерны отличия нашего собственного людоедства от настоящего. И посреди этой тотальной жестокости - всего лишь совсем немного любви. Которая и делает своим "немного" всю эту нашу мерзость не просто терпимой, "с пивом покатит", но и порой - просто-таки возвышенной. Смешной, неловкой, дурацкой, ничтожной и нелепой, но от этого - только ещё более родной и "свойской".

Этот фильм - бездны. Бездны самых страшных глубин человеческой психики, которые на поверхности реальности оставляют лишь рябь. Но даже и к этой ряби можно присмотреться внимательнее (всего-то самую малость), и станут видны очертания глубоководных монстров, которые на самом деле и есть все мы с вами - первобытные, жестокие, безжалостные, но от этого ещё более прекрасные в своих настолько редких человеческих проявлениях.

К середине фильма тебе кажется, что самая логичная развязка - это классическое "все умерли". Чтобы всё впало в безнадёгу, все разосрались и остались каждый у своего разбитого корыта. Ты считаешь, что уловил шаблон, и уж никак не ждёшь его, шаблона, разрыва. А он вдруг является - в виде другого шаблона, полностью херящего "пойманный" тобой - в виде хэппи-энда. Ведь и правда все у этих самых своих разбитых корыт и оказываются. Счастливого конца - его, если вдуматься - просто нет. Жизни, судьбы, связи, привычки - всё если не разорвано напрочь, то порядком, как после хорошего землетрясения, разрушено, и отброшено в дурную закольцованность - всё к тому же, с чего каждая из историй и начиналась. И вот именно это - вопреки любой логике - здорово и хорошо.

Почему? Потому что впереди оказывается что-то новое, неважно уже, что оно всё то же старое, с каким знаком оно сейчас, и каким уравнением оно обернётся потом? Потому что жизнь - это ежедневная иллюзия счастья, которое вот-вот, да и нагрянет, и именно на пике этих иллюзий ты с героями и прощаешься, считая, что "оставляешь" их "в хороших руках"? Или просто потому, что создатели фильма тебя грамотно "развели", сыграв на твоих стереотипах привычного восприятия мелодрамы, и заставив тебя не заметить, что никакого хэппи-энда тут нет как нет?

Собственно, одно только наличие этого вопроса превращает банальное "женское кино" в кино настоящее, каким оно и должно быть.

Да, мне не за что похвалить этот фильм. Но он всё же - прекрасен.

P.S.
Жена:
- Блин, Сущевский! Я с этими твоими бабами, вот когда мы с тобой говорим, у меня такое ощущение, что мы говорим, как эти все в фильме. Интонации те же получаются фальшивые, киношные, сам строй разговора, вот как мы с тобой друг на друга бурчим, как мы какие-то мелочи выясняем, поругиваемся вот как обычно, вот всё это - как-будто бы мы сами из этого дурацкого сериала...

(Полагаю, вряд ли возможна большая похвала для режиссёра...)

P.P.S.
А со мною случилось невиданное. Даже как-то неловко признаваться, но я, по-моему первый раз в жизни, обсуждал с женой героев и героинь как реальных людей. Да-да, именно как бабульки на скамеечках - "А эта-то Блядивель ну дура ведь, дура! Куда она смотрела, когда Дон Гандон у неё за спиной шашни разводил?!" - "Ох, Никитична! Судьба наша такая бабская, дурацкая..."

Угу. И именно с этими самыми интонациями и определениями. Забавно было себя на этом поймать. Вот ведь что с людями делает Гай Германика!
Tags: Буккроссинг, кино
Subscribe

  • Не мемы

    "Чисто российские" шутки с точки зрения украинца. То есть те, которые гарантированно понятны украинцам, но в России столь же гарантированно будут не…

  • Колумбиада - 5. Недоплавильный котёл

    Так вот, о предсказании настоящего и прошлого - по будущему. Всего два примера по США. 1. Сегодня разговоры о глокализации (глобализация через…

  • Колумбиада - 4. Человек будущего

    Для чего забота о маргиналах в комментариях к предыдущей записи было сказано достаточно. glavbuhdudin: Странное дело, эта сегрегация…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments