Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

"Шапито-шоу". Русский глум - бессмысленный и беспощадный?

Вот насколько мне "не пошёл" первый фильм Сергея Лобана - "Пыль", настолько же второй, "Шапито-шоу" (с пылу, с жару, совсем недавно вышел) - по-настоящему впечатлил.

Внешнее, нарочитое ощущение бездумного стёба может обмануть разве что совсем уж неискушённого зрителя. Фильм, насколько бы он ни был издевательством надо всем вообще (мало кому не досталось), который по определению глум, вплоть до трешевых ноток - на самом деле очень глубокий. И копает Лобан гораздо глубже банальной социальщины, и уж тем паче гораздо глубже сарказма над "богемой" и "гламуром" - докапываясь до практически основных архетипов. В фильме всё есть стёб, это да. Кроме собственно названий двух частей - "Любовь и дружба", "Уважение и сотрудничество". Потому что они действительно о любви, о дружбе, об уважении и сотрудничестве. В каких бы извращённых, гротескных масках те не были бы в фильме представлены.

При том, что фильм очень уж "наш" - по реалиям, по людям, по их отношениям, - он совершенно не из той когорты "для внутреннего употребления". Как раз наоборот - "наши" реалии совершенно не станут препятствием для восприятия фильма иностранным зрителем. Именно потому, что реальный, глубинный материал, с которым работает автор - общечеловеческого свойства. Язык архетипов, используемый Лобаном - даже не интернационален, он - из Основы.

Постмодернизм есть и в целом не искусство цитат и аллюзий, как принято отчего-то считать. Постмодернизм есть искусство интерпретаций. Интерпретации Лобана чрезвычайно серьёзны. И тем серьёзнее, чем фривольнее и легкомысленнее сюжетная линия.

И они, интерпретации, здесь гораздо важнее сюжета. Мелкие эпизодические даже не моменты, порой просто кадры "работают" в фильме гораздо в большей степени, нежели сама сюжетная линия. Цирковое разрезание женщины в ящике пилой (что само по себе есть архетип лицедейства дешёвых иллюзионистов из провинциальных шапито), сопровождаемое Правильным музыкальным оформлением (вслушайтесь) и младенцем на руках фокусника, извлечённого из разрезанной "ассистентки" - например. Это уже заявка на Классику. И чем глумливее она, тем реальнее.

Самоирония Мамонова (до по-настоящему христианского самобичевания) при этом делает аллюзии ещё и по-настоящему злободневными, на уровне фельетона.
* Сцена, когда сын Мамонова хочет выпендриться перед отцом, показать из себя интеллектуала, и начинает гнобить Михалкова за продолжение "Утрмлённых солнцем" - "Ну, ведь длинный фильм, пафосный, фальшивый". И реакция Мамонова - "Знаешь, сын, я что-то тебя вообще перестаю понимать". Хоть и ни слова в защиту самого Михалкова, но - это сильнее любой положительной рецензии.
* Кадры из "Царя" в кинотеатре, когда "Киберстранник" Алексей говорит Вере практически брезгливо - "Слушай, пошли отсюда, а?"
* Мамонов, падающий перед сыном, тоже Алексеем (Пётр I, конечно, а как же ещё) - с очевидной цитатой из "Острова" - "Прости ты меня, а?"
* "Шуба-дуба-блюз" дурным голосом и с кривляниями - перед глухонемыми - в двух "исполнениях", без звука (глухонемые же) и в озвучке, когда едва не утонувший сын повторяет сквозную "мантру" фильма про "страшного человека" и "я жил нормальной жизнью, зачем ты меня сюда вытащил".

Архетип "отец-сын" и вообще базовый для второй части фильма. "Уважение" - это и в целом аллюзия к звягинцевскому "Возвращению". Без понимания этой аллюзии сама серия даже близко не может быть оценена. И это не только собственно Мамонов и его "сын", которого он не видел 8 лет, и тянет его при этом в Крым, в "поход" (у Звягинцева - два сына, 12 лет отсутствия отца и поездка на "рыбалку" неясных ни зрителю, ни сыновьям целей). Это и мажористый интеллектуал-продюсер, который именно в силу своей интеллектуальности и совестливости оказывается лузером - как в отношениях с "Виктором Цоем", так и в отношениях с условным "отцом" - пожилым оператором. Переклички сцен поиска на пляже Мамоновым сына и продюсером оператора ("отца") - конечно же не случайно настолько кричащи и очевидны.

"Шапито-шоу" - и в целом фильм-перекличка. Когда каждая из четырёх серий обязательно цитирует друг друга, не говоря уже о сюжетном переплетении. Метод не нов, но здесь он работает практически по максимуму, создавая из разрозненных историй и разрозненных персонажей одну, цельную художественную реальность, всё более и более выдавливаемую из реальности в замкнутую матрицу шапито, сгорающего четырежды, по разным причинам, и собирающего на пожаре ВСЕХ.

Конечно же, "Виктор Цой" в этом смысле - центральный персонаж. То, что в первых трёх сериях есть нагнетание абсурда, в последней - оказывается апофеозом обыденности и пошлости. Вплоть до активного разочарования зрителя, причём, разочарования сознательного, вложенного в замысел. Абсурд, ир-рацио вдруг обретают рациональные, до сартровской тошноты "настоящие", "жизненные", обыденные черты, которые своей убийственной пошлостью (как из ушата) помогают перевести зрителя из глума, дурного водевиля - в истинную драму человеческих чувств и отношений. Когда весь фильм, весь его глум и фарс вдруг, моментально, обращаются в одну большую Трагедию. Трагедию обыденности, трагедию пошлости, трагедию в целом ничтожества человеческого существования.

- Зачем ты это сделал? - кричит оператор в самом конце фильма на продюсера-поджигателя.
- Я хотел этим высказать мысль!
- Какую такую на хрен мысль?! - недоумевает озверевший "отец", у которого только-только всё начинало "налаживаться" - "бети-кам", обезьяна на плече, "Виктор Цой" в напарниках - бизнес, деньги, Жизнь. Всё то, на разрушение чего чего оказалось достаточно всего лишь канистры бензина...

Именно этим фильм и заканчивается. И вопрос о "мысли" обращён, конечно же, к зрителю. Сможет ли он на него ответить? Увидит ли мысль, или тупо искривит губы - "Хрень какая-то" - и отправится себе... ну, например, отдыхать в Крым. Или Турцию. Или Египет. По-настоящему отдыхать. Без "вот всего этого вот". Так и не прочувствовав, насколько "это вот всё" - о нём в том числе.

P.S. И не верьте этому трейлеру - "Честная, молодёжная романтическая комедия", да-да-да, кто бы сомневался - как-то продать ведь продукт за 2 миллиона долларов (огромные по нашим масштабам, если ты не Михалков и Бекмамбетов, деньги) - надо? Понятно что, надо. А кто сможет - всё поймёт и вопреки вынужденному попсовому промоушену...

Tags: Буккроссинг, кино
Subscribe

  • Рестайлинг и ребрендинг. Итоги

    Перед тем как снова на какое-то время уйти в офлайн (мамонты это такая субстанция - их сколько не добывай, всё равно бивней не хватает), нужно всё же…

  • Инициатива

    А вообще, Путину теперь самое время отпускать бороду. Если бы до выборов, то это было бы перебором: одним было бы супротив шерсти, мол фи, борода это…

  • 2018-ое марта, или Полковник никого не сыщет

    Снег пошёл ближе к восьми. Старик Лобов как раз вышел из подъезда, направляясь в ларёк за пивом. Снежинки набросились на него голубой в свете фонаря…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Рестайлинг и ребрендинг. Итоги

    Перед тем как снова на какое-то время уйти в офлайн (мамонты это такая субстанция - их сколько не добывай, всё равно бивней не хватает), нужно всё же…

  • Инициатива

    А вообще, Путину теперь самое время отпускать бороду. Если бы до выборов, то это было бы перебором: одним было бы супротив шерсти, мол фи, борода это…

  • 2018-ое марта, или Полковник никого не сыщет

    Снег пошёл ближе к восьми. Старик Лобов как раз вышел из подъезда, направляясь в ларёк за пивом. Снежинки набросились на него голубой в свете фонаря…