Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Уловился. Цитата вдогонку

Вот он – «Килдозер» и ковбой Джо Стэкс, вечно обиженные и в своём обиженном протесте такие изобретательные и хитроумные…
Вот она – толерантность, переходящая в защиту «своей миски», как только на неё есть хоть малейшее покушение. И если на миску покушается сам Господь бог, то ему же хуже…
Вот она – независимость мышления, подстёгиваемая недозапиханностью желудка, и останавливаемая боязнью за его же незапихивание…
Вот оно – стремление к свободе, которое на поверку просто напросто обида на недостаточно наполненную миску, которая и не наполнится никогда, потому что всего мира мало для того, чтобы ублажить свободолюбивого раба, гордого индивидуалиста, несущего крест своей неудовлетворённости и перманентной ущемлённости…
А в двадцать лет я увидел бы здесь всё то же самое, но в самом героическом свете…



«… В госпитале Йоссариан встретил День благодарения; праздник прошел спокойно, без суматохи. К сожалению, обед все-таки привнес долю праздничной суеты, хотя индейка, надо отдать ей должное, была весьма недурна. Столь разумно Йоссариан еще никогда не проводил День благодарения и посему дал священную клятву, что отныне каждый День
благодарения будет проводить в тихом госпитальном уединении. Но уже на следующий год он нарушил клятву и провел праздник в номере гостиницы за интеллектуальной беседой с женой лейтенанта Шейскопфа, на шее которой болтался медальон, подаренный ей подругой Дори Дуз специально для подобных случаев жизни. Жена лейтенанта Щейскопфа распекала Йоссариана за то, что он относится к Дню благодарения цинично, без души, хотя она, так же, как и он, не верила в бога.
- Пусть я такая же атеистка, как и ты, - заявила она тоном превосходства, - но все-таки я чувствую, что нам есть за что благодарить бога. Так зачем же стыдиться своих чувств и прятать их?
- За что же, например, я должен благодарить бога? Ну назови, - нехотя вызвал ее на спор Йоссариан.
- Ну... - жена лейтенанта Шейскопфа запнулась на секунду, подумала и не совсем уверенно проговорила: - За меня.
- Еще чего! - усмехнулся Йоссариан. Она удивленно изогнула брови.
- А разве ты не благодарен богу за то, что встретил меня? - спросила она и обиженно надулась. Гордость ее была уязвлена.
- Ну конечно, я благодарен, милая.
- А еще будь благодарен за то, что ты здоров.
- Но ведь здоровым всю жизнь не будешь. Вот что огорчает.
- Радуйся тому, что ты просто жив.
- Но я могу в любой момент умереть. И это бесит.
- И вообще все могло быть гораздо хуже! - закричала она.
- Но все могло быть, черт возьми, и неизмеримо лучше! - запальчиво ответил он. - И не уверяй меня, будто пути господни неисповедимы, - продолжал Йоссариан уже более спокойно. - Ничего неисповедимого тут нет. Бог вообще ничего не делает. Он забавляется. А скорее всего, он попросту о нас забыл. Ваш бог, о котором вы все твердите с утра до ночи, - это темная деревенщина, недотепа, неуклюжий, безрукий,
бестолковый, капризный, неповоротливый простофиля!.. Сколько, черт побери, почтения к тому, кто счел необходимым включить харкотину и гниющие зубы в свою "божественную" систему мироздания. Ну вот скажи на милость, зачем взбрело ему на ум, на его извращенный, злобный, мерзкий ум, заставлять немощных стариков испражняться под себя? И вообще, зачем, скажи на милость, он создал боль?
- Боль? - подхватила жена лейтенанта Шейскопфа. - Боль – это сигнал. Боль предупреждает нас об опасностях, грозящих нашему телу.
- А кто придумал опасности? - спросил Йоссариан и злорадно рассмеялся. - О, действительно, как это милостиво с его стороны награждать нас болью! А почему бы ему вместо этого не использовать дверной звонок, чтобы уведомлять нас об опасностях, а? Или не звонок, а какие-нибудь ангельские голоса? Или систему голубых или красных
неоновых лампочек, вмонтированных в наши лбы? Любой мало-мальски стоящий слесарь мог бы это сделать. А почему он не смог?
- Это было бы довольно грустное зрелище - люди разгуливают с красными неоновыми лампочками во лбу!
- А что, по-твоему, это не грустное зрелище, когда люди корчатся в агонии и обалдевают от морфия? О, бесподобный и бессмертный бракодел! Когда взвешиваешь его возможности и его власть, а потом посмотришь на ту бессмысленную и гнусную карусель, которая у него получилась, становишься в тупик при виде его явной беспомощности. Видно, ему сроду не приходилось расписываться в платежной ведомости. Ни один уважающий себя бизнесмен не взял бы этого халтурщика даже мальчиком на побегушках. Жена лейтенанта Шейскопфа боялась поверить своим ушам. Она побледнела и впилась в Йоссариана тревожным взглядом.
- Милый, не надо говорить о нем в таком тоне, - сказала она шепотом. - Он может покарать тебя.
- А разве он и так мало меня наказывает? - горько усмехнулся Йоссариан. - Ну нет, это ему даром не пройдет. Нет, нет, мы обязательно проучим его за все несчастья, которые он обрушивает на наши головы. Когда-нибудь я предъявлю ему счет. И я знаю когда – в день Страшного суда. Да, в тот день я окажусь совсем близко около него. И тогда стоит мне протянуть руку - и я схвачу этого деревенского придурка за шиворот и...
- Перестань! Перестань! - завизжала жена лейтенанта Шейскопфа и принялась колотить его по голове.
Йоссариан прикрылся рукой, а она лупила его в припадке бабьей ярости, пока он решительно не схватил ее за запястья.
- Какого черта ты так разволновалась? - спросил он недоуменно и, как бы извиняясь, добавил: - Я думал, ты не веришь в бога.
- Да, не верю, - всхлипнула она и разразилась бурным потоком слез. - Но бог, в которого я не верю, - он хороший, справедливый, милостивый. Он не такой низкий и глупый, как ты о нем говорил.
Йоссариан рассмеялся и выпустил ее руки.
- Давай не будем навязывать друг другу своих религиозных взглядов, - любезно предложил он. - Ты не верь в своего бога, я не буду верить в своего. По рукам?..
Это был самый бестолковый День благодарения в его жизни…»

(Джозеф Хеллер. «Уловка 22»)
Tags: Буккроссинг, книги
Subscribe

  • Масленичное

    Масленица в Петропавловке явно удалась. Мы собственно не собирались, но посмотрев на мажорски-туристическое не пойми что на Малой Конюшенной (с…

  • О страданиях немецких детей

    Не могу отказать себе в удовольствии в очередной раз процитировать ув. daniel_grishin, который не устаёт ломать стереотипы во взаимном…

  • Кумовья и кумовство

    Ув. kuba упомянула вскользь о неупотреблении в России слова кум: не вообще, а в своём основном смысле - как описание отношений крёстных и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments