Удивляет другое - всяческие "побочные" выводы из данной аксиомы. Например - о том, что без изучения математики невозможно развитие логики и понимание причинно-следственных связей.
И это ведь - практически повальное мнение. Не то чтобы стереотип, но данное положение представляется практически как ещё одна аксиома. Которую, кстати, критически никто даже и не пытается осмыслить.
Люди, далёкие от математики, признают это следствие из аксиомы КАК аксиому - по незнанию. Люди же, которые с математикой "на ты" - утверждают это...
Тут два варианта:
- либо из "корпоративной солидарности", дабы ещё больше упрочнить авторитет своего Кумира (хотя, казалось бы - уж куда больше?)
- либо от врождённого отсутствия того самого логического мышления, которое они, как им кажется, вполне развили благодаря математике. Т.е., если говорить прямым текстом - от тупости.
Я не стану настаивать ни на одном варианте. Я даже вполне соглашусь, что могут быть и иные причины этой нарочитой слепоты. Я просто укажу на сам факт слепоты, в чём конкретно она выражается. А выводы оставляю на ваше личное усмотрение.
Причём, сложного тут особенно ничего и нет ("чай, не бином Ньютона", как принято говорить в подобных случаях). Дело просто-напросто в том, что логика как таковая - она не есть тождественность математики. Как бы это ни было "удивительно" слышать адептам данного Единственно Верного Учения. Не есть хотя бы потому, что математическая логика - всего лишь часть, и даже не самая большая, логики как таковой.
От того, что "уравнения" в формальной логике можно записать в математическом виде (Если А=В, а В=С, то... и т.д.) - эта логика не перестаёт быть иной, нежели в математике. Формальная логика имеет в качестве субъекта не точные и равнозначные величины, а их, скажем так, соотносительные качественные характеристики.
Можно даже слегка примитивизировать: математическая логика оперирует с количеством, формальная (а если уж называть вещи своими словами - гуманитарная, "размышлительная") - с качеством. А уж то, что это взаимо-дополняющие операции, никак не означает их совпадения. Скорей говорит о равной ценности развития что одного, что другого методов мышления. Ведь пресловутые причинно-следственные связи ТОЛЬКО одной из разновидностей этих логик - не исчерпываются. Они "работают" исключительно в комплексе.
Отчего, кстати, как "чистые гуманитарии", так и "чистые технари" порой грешат алогизмами и неспособностью к полноценному критическому мышлению. "ЧГ" - не хватает умения считать, "ЧТ" - умения соотносить посчитанное в его качествах. "ЧГ" не хватает для убедительности цифр, "ЧТ" - того, что за этими цифрами стоит.
Мало того, есть ещё одна логика. Нет, я не о женской. Я о т.н. пространственном мышлении. То, что геометрия формально относится к математическим дисциплинам, всё же не делает её экслюзивной собственностью математики. Мне, как тому, у кого в детстве-юности не было вообще никаких затруднений ни с математикой, ни с алгеброй, но кому категорически не давалась геометрия - это очень даже понятно (уж не знаю, как вам). Особенно если учесть, что моя сегодняшняя работа с геометрией завязана напрямую. В отличие от математики, которой мне вполне хватает на уровне моего советского 8-го класса, не больше - ни интегралы, ни логарифмы во "взрослой жизни" не пригодились ни разу.
Так вот. Пространственная логика вещь и вообще уже "сама в себе". Вычисления для неё всего лишь вспомогательный инструмент. Но и качественные характеристики - инструмент не намного более вспомогательный.
Ещё раз, для наглядности, обращусь к истории собственной жизни
Да, именно - что японские кроссворды, что судоку - это самая что ни на есть начертательная геометрия в своём практически гипертрофированном виде. Как крайнее выражение пространственной логики. И заметьте, ведь практически без расчётов (простейшая арифметика, на уровне начальной школы). Пространственная логика здесь:
- во-первых, незамутнённая, очищенная, рафинированная до уж полнейшей наглядности и образности, вплоть до интуитивных, "быстрых" решений, которые потом арифметикой даже не проверяются, а всего лишь утверждаются. Большинство решений происходят на уровне "взаимных пересечений", которые со временем начинают ощущаться практически на физиологическом уровне.
- во-вторых, это огромная практическая база. Огромная и по разнообразию, и по сложности и нестандартности решаемых задач. Можно честно "отрешать" весь учебник тригонометрии и ни черта в результате не понять, т.к. исходил из заданных формул, заученных на стандартных примерах. При этом один какой-нибудь тоненький, на двадцать страниц, "Банзай" даст в разы больше практических навыков. И это будет ещё и увлекательно, ибо - азарт, ибо - игра.
И вот здесь, кстати - то самый "корень зла". Ведь собственно, при желании можно и ещё выделить несколько типов, подтипов, видов, подвидов и пр. подобное для логики (включая интуицию, уже упомянутую женскую логику, логику "житейскую", опять же, да и мистические откровения и прочие "сатори" в виде всяческих эзотерических техник, если уж на то пошло).
Но - даже без подобного экстрима вполне очевидно, что логика - вещь объёмная, вещь многоуровневая и многогранная, работающая с целым набором компонент и характеристик. И, как это ни грустно сознавать, при всём пиетете по отношению к "царице наук" - математика в развитии логического мышления играет всего лишь вспомогательную роль, не больше. Причём, максимум что на уровне арифметики, совсем уж "вышка" - это пропорции. Дальнейшее усложнение - чисто математические игры, которые на развитие собственно логического мышления уже не влияют никак.
Не влияют просто потому, что дальнейшее развитие "математических игр" - оно само использует логику в качестве инструмента. И это, кстати, лишь в "идеальном" случае, когда "открыты все чакры", т.е. отношение максимательно сознательное, с попыткой понять, докопаться и вникнуть.
Которую (попытку понять) в математике весьма несложно заменить тем самым заучиванием формул и зубрёжкой типовых примеров в качестве их практического применения, вплоть до автоматизма. Да ведь и это ещё очень неплохой вариант! Ведь "сдал-забыл" куда как более распространено! Но, и без "сдал-забыл", в усреднённом, "очень неплохом" варианте, это - скорей тупая механистическая деятельность, нежели полноценная мыслительная.
Да, понятно, что при таком подходе гениальным математиком не стать. Но обычным инженером, который вполне справляется с возложенным на него кругом обязанностей - вполне. Человек с винтиками и шпунтиками вместо мозгов. Нормальный такой голем, от которого что логики, что критического осмысления действительности ждать настолько же наивно, как и от калькулятора.
Нет, инженеры - вещь полезная, конечно. Так же, как и калькуляторы. Но вот заученную мантру насчёт "математика развивает логическое мышление. Логическое мышление развивает математика. Мышление математика развивает логическое..." ну и т.д., до прохождения всего возможного цикла комбинаций из четырёх слов - вы слышите именно от них.
А вот человек, который по-настоящему умеет мыслить логически - подобной глупости не скажет никогда. Не потому, что это совсем неправда, нет. Это ведь всего лишь не совсем правда. Однако же, логично-мыслящий человек понимает, что сказать не совсем правду - гораздо хуже, чем откровенно соврать...
И в понимании этом, если вы вдруг не заметили, математики - ноль вообще. Зато логики - хоть отбавляй.