Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Стратегический "долгострой" (на фоне заброшенной могилы)

Вообще-то, что русскому, что (тем более) советскому человеку крайне тяжело оценить те титанические усилия, которые прикладывают европейцы для не только сотворения, но и для поддержания и упрочнения своего национального исторического мифа. И это непонимание у нас, по-видимому, всё же есть последствия нашего "культурного взрыва" XIX века, когда русские и правда стали, неожиданно даже для самих себя, "впереди планеты всей". И настолько быстро и уверенно прониклись этим успокаивающим чувством, этой эйфорией культурного могущества (вспомните славянофилов), что, ещё даже не успев оценить всю мощь и всё значение культуры в извечной войне "всех со всеми" - умудрились об этом забыть. Да и помогли ведь "забыть", чего уж там, 70 лет "помогали", и "помощь" - не прекращается...

Но не только в "помощи" дело. Мы ведь и в целом не любим своей истории (при том, что история - фундамент культуры). Мы не ценим её. Это тяжело признавать, но это факт.

Телевизионщики-энтузиасты из научно-популярной передачи "Искатели" смогли за пару-тройку недель найти могилу Ермака. Безо всяких особо-продвинутых современных научных средств, глобальных раскопок и прочего такого же высокотехнологичного и навороченного. Просто покопались в архивах, съездили "по местам боевой славы", услышали пару-тройку местных татарских легенд, и - вуаля! - нашли. Вполне серьёзная заявка, кстати, передана в АН для окончательной проверки (уже года как три, если не больше). Подозреваю, что там же, в дебрях АН, она и затеряется - за "ненадобностью".

А ведь это отнюдь не рядовой персонаж! Ермак - вполне значимая фигура национального мифа, значимая не только для РИ, но и для СССР, да и для РФ вроде как "лишней не будет" - в контексте имперской идеи, например. И при этом - за четыреста с лишним лет его могилу никто даже толком не поискал, как оказывается - а это не было чем-то таким, очень уж сложным, а тем паче невозможным.

Да даже бог с ним, что раньше не нашли! Мало ли, шоры на глазах, стереотипы, не там искали, не туда копали, идеология опять же - "Казак оказался тюрком, какой позор!". Но вот сегодня - где резонанс? Где восторг? Где Событие - с большой буквы "С"? Их нет. Даже те самые любители отечественного "дискавери", и те - посмотрели, пощёлкали языками, "Ну чё, молодца, браво, Андрюха", и - забыли.

А ведь для любой европейской страны это было бы Событие Века! Распиаренное, растиражированное, донесённое до каждого, и с непременным внесением в школьные учебники.

Нам же - плевать.

А вот вам категорически противоположный пример. Пример того, насколько продуманно и стратегически оправданно европейцы относятся к тому, чтобы упрочнять свою историческую мифологию. Что неизбежно значит и - культурное влияние. Что не менее неизбежно выливается в геополитические расклады, хотим мы этого или нет, понимаем мы это, или даже не пытаемся...

Казалось бы, никакой более менее критической проверки не выдерживают рассказы европейских специально-обученных гидов про то, что "А вот этот собор был заложен в 1111 году, потом было то-то, потом сё-то, потом третье, потом десятое, и в результате достройки в середине 19-го века вот этих двух башенок собор приобрёл свой современный вид" (да, это я по мотивам недавнего постинга Крылова). И вывод, казалось бы, очевидный - "Всё ясно, собор и был построен в середине 19-го века, остальное - миф". И вывод ведь, в принципе, вполне правильный и реальный. Хоть ты любитель Галковского, хоть нет - критическое мышление, оно ведь к личностям и симпатиям-антипатиям не привязано.

Но! Тут же любому, кто хоть как-то, хоть на совсем дилетантском уровне интересуется архитектурой, вспоминается "бесконечная история" создания Sagrada Familia, или Храма Святого Семейства. Который в Барселоне, который знаменитого Гауди. И который строится аж с 1893 года. И который ещё не достроен, если кто не в курсе. И достроится аж где-то в середине следующего (!) века. Когда "вот эти вот башенки" и придадут ему "его окончательный вид".

141.59 КБ

И вспоминается ведь - практически автоматом (я - живой тому пример в том же самом постинге Крылова), на уровне рефлекса: "А что тут такого? Если уж в Наше Время строительство затянуто на два века, то Чему Уж Тут Удивляться векам прошедшим?"...

Вот и вопрос (достаточно риторический, впрочем) - зачем было растягивать эту "стройку века" в буквальном смысле слова на века?

Опросов, вслед за Константином, устраивать не стану. "И так всё понятно".

Понятно - да. Но ведь - оно же "работает"! И очень даже работает! Ибо с началом затягивания самой эпатажной, самой амбициозной и самой технологичной "стройки века" уже сам вопрос насчёт того "А как это - строить веками?" - стал вопросом неприличным. Ибо сразу же натыкается на "Ну что ж вы такой неграмотный-то, сударь? Вы вот хоть про Sagrada Familia что-то слышали, ну, хоть краем уха? Да-да, тот самый, который Basílica y Templo Expiatorio de la Sagrada Familia, ежели полностью - вы ведь и этого тоже не знаете? Видимо, нет. О чём вы тогда Вообще Можете Рассуждать?"

А для всех по-прежнему сомневающихся - "всё объяснят". И насчёт сложности строительства, и насчёт экслюзивности и титаничности замысла Гения, и что просто тупо по финансированию подобный проект "небогатая Испания" (конечно! - это ведь исключительно испанский проект! - кто бы сомневался?!) сразу не потянула бы, и что после смерти Гения понадобилась практически технологическая революция, чтобы воплощать его задумки не так, как делал Гений (с коленки, "через невозможно"), а на основе новых технологий, которые уже могли быть исполнены и не гениями тоже. И т.д., и т.п. И вы - неизбежно "всё поймёте". Ибо у вас и выхода другого не будет - "в лохах" ведь ходить как-то не комильфо, что ли.

Понятно, что изначально никто таких "коварных" планов по манипуляции сознанием доверчивых обывателей не вынашивал. Однако, когда естественный перерыв в строительстве, в силу известных причин, таки случился - им воспользовались. Воспользовались блестяще, превратив "долгострой" в символ. В архетип. В универсальную затычку для всех возможных хронологических "дыр" и несостыковок - ещё бы, живой пример!..

А фраза Гауди насчёт того, что "Мой заказчик никуда не торопится" - она и правда хороша! Вот только - точно ли Господа Бога нашего имел в виду самый известный в мире архитектор? - настолько известный, что для многих - он и сам равен Господу...

263.17 КБ
Tags: МирСбоку, история
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Культура траура

    Одна из безвозвратно утерянных носителями советского мировоззрения вещей это культура сочувствия и сопереживания. Особенно это заметно в случае…

  • Банальное

    С утра под окном проехала машина с кабинками для голосования. Вернее, это мне так показалось. Жена сразу засомневалась - мол, а не поздно ли, десять…