Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Высоцкий. Спасибо, что умер

Недавно, после большого перерыва, попытался посмотреть "КВН". Хватило меня минут на 15, больше - не смог. Художественная самодеятельность советского образца, с хоровыми песнями и танцами народов мира вызвала даже не раздражение - омерзение. Уж больно колхозно, безвкусно и натянуто, так, что даже в качестве фона оказалось невыносимым. И знаете, я вдруг понял, что это ведь не одного только "КВН" касается. Оно и в целом - так обычно и бывает. Достаточно всего лишь перерыва, порой совершенно небольшого, чтобы избавиться от ностальгического обаяния и взглянуть на вещи свежим, и как оказывается, трезвым взглядом.

Сначала ты понимаешь, что тебе невыносимо зевотно от "Иронии судьбы". Потом замечаешь, что тебя подташнивает уже не только от Горбункова, но и от Миронова тоже (и отнюдь не только в "Бриллиантовой руке"). Потом тебе становится отвратителен гайдаевский Шурик. Затем и симпатяга Вася из "Любовь и голуби" начинает вызывать лёгкую брезгливость, не говоря уже о его кинематографической супруге. А потом...

А потом ты пытаешься послушать Высоцкого. Именно послушать, а не услышать мимоходом, в пол-уха в маршрутке или по радио. И - выдерживаешь максимум одну песню. И то - преодолевая рвотные позывы. Ты просто не можешь это слышать. Также, как и Цоя, например.

И дело не в том, что они оба мертвы, что "это было и прошло". Моррисон тоже мёртв. Да и Пушкин, если уж на то пошло, отнюдь не современник, вместе с прочими "толстоевскими". Однако ни Моррисон, ни Пушкин не вызывают ощущения прошедшего. Да, они тоже - "было и прошло". Но - Высоцкий и прочее такое же советское ностальгическое - это "было, это прошло, и это - скучно".

Я уже даже не стану о таких банальностях, как "профессионально", "качественно", и пр. Это и само собой разумеется. Хотя бы потому, что есть такой современник Высоцкого, как Раймонд Паулс. И есть такой современник Цоя, как Дмитирий Ревякин. Есть "Москва слезам не верит", "Джентльмены удачи" и "Белое солнце пустыни" - которые смотрятся прежними глазами.

Нет, ты не стал кардинально, глобально другим. Просто у тебя стало чуть зорче зрение и чуть лучше слух, и то, что вчера ты пропускал через внутреннего цензора как "да ладно, ну всё же ведь смотреть/слушать в целом можно", сегодня - не пропускаешь. Потому что нельзя, ни в целом, ни не в целом, потому что отвратительно и режет - глаз либо ухо. И назад дороги - уже нет.

Да, это вестернизация. Это включение (вернее, возвращение) в мировой контекст, в мировые критерии качества и мировые критерии элементарных эстетических приличий, которые так долго и старательно замазывались шорами "особенной стати" и "не общего аршина". Вестернизация, которая неизбежно наступает после долгой спячки сознания в окружении тотального совкового "абы-кака" и "на-коленке-дела".

Это не самый быстрый процесс, да. Но уже неостановимый. Пройдёт ещё какое-то время, и сегрегация советского убогого и русского нормального, человеческого, европейского - случится сама собой. Вместе с биологическим вымиранием предыдущего нам и нашего поколения тоже, нынешних 30-40-летних, выросших ещё под "кавказские пленницы", "иванов васильивичей" и прочих "землян" с "верасами".

Сами собой сегрегируются и спорные, русско-советские идентификации. Русский Горький, которого обязательно откроют заново, это будет "Самгин". Советский Горький с "Матерью" будет к ней же и отослан, попросту забыт. Русский Шолохов будет автором "Тихого Дона", а его однофамильца с "Поднятой целиной" будут знать только очень уж глубокие специалисты по истории литературы. Русский Булгаков так и останется русским, а советский Твардовский - "это наверное какой-нибудь незначительный партийный функционер, нет?"

Всё это будет. Во многом всё это уже и сегодня есть, только ещё плохо осознаётся, да и осознаётся практически случайно, когда получается тот самый перерыв, о котором было в начале - иногда ведь достаточно буквально пары-тройки лет, а иногда и десятка лет оказывается мало...

И вот знаете, я вряд ли посмотрю "Высоцкого", которого на днях буквально благополучно скачал с торрента и даже просмотрел титры. Не потому, что это плохой фильм, нет. Фильм наверняка хороший, и актёры достойные, и история скорее всего и правда трогает за душу. Просто я физически не смогу из себя выдавить вот это - "спасибо, что живой".

Советский человек Высоцкий, сыгранный советским человеком Безруковым - он мёртв. Он умер вместе с Советским Союзом, вместе с Гайдаром, с Солженицыным, с другими советскими и антисоветскими людьми. Поминки затянулись, это да. И траур оказался до неприличия долог. Но всё же время вне-советских, а если попросту, то - русских людей - оно уже наступило. Даже если старые покойники ещё временами снятся...
Tags: МирСбоку, сэсэсэсэрия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments