Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

Чувство локтя

Разбор киноляпов - одно из самых любимых занятий интеллигентного человека. Всегда приятно чувствовать себя умнее, грамотнее и прозорливее, чем все эти киношные бестолочи - что с них, с гуманитариев, взять! Словом, любит наш человек это дело.

Однако бывает, что некоторые ляпы как бы попадают в "слепое пятно" - их просто в упор не замечают.

Ну вот например, в одном из любимейших фильмов детства, "Берегись автомобиля", главный герой, донкихот Деточкин, продав очередную украденную у жулика машину, анонимно перечисляет деньги в детский дом. Момент чрезвычайно трогает, не правда ли? Однако - в Советском Союзе это было совершенно невозможно. Без паспортных данных, анонимно - денежный перевод осуществить было нереально - особенности режима. И вот забавно, что никогда и ни от кого про вот этот киноляп - я не слышал. Даже мой папа, у которого словечко "неправдоподобно" не сходило с уст (что, признаться, изрядно раздражало) - в этом случае молчал.

И вот я вдруг задумался - а с чего бы это? И понял - а просто потому, что у советского человека просто физически не было возможности на личном опыте этот эпизод проверить. Благотворительность, тем паче анонимная - для гражданина СССР это было что-то запредельное, из фильмов про буржуев, чего в реальной жизни не бывает по определению.

И даже не в силу отсутствия материальных возможностей. Да, "в среднем по палате" советские люди жили небогато, перебиваясь от зарплаты до аванса. Но заработать, и заработать неплохо - возможностей хватало.Был Крайний Север, был Дальний Восток. Старший брат, приехавший к нам после армии подзаработать "на свадьбу", без проблем устроился водителем "на трассу" с зарплатой в 800 полновесных советских рублей. Даже с учётом вахты (50 на 50) - 400 рублей в месяц для 20-летнего пацана это были очень хорошие деньги. Да, тяжёлые, кто же спорит! - но при желании заработать было можно. А ведь у нас ещё был не самый "денежный" регион!

Да и без "северов" - были клубника, были тюльпаны, лук у корейцев (за лето можно было заработать до 1500 тысяч), другие сельхозработы (яблоки славились, например), шабашки по колхозам по строительству коровников и клубов - для "рукастых" (за то же самое лето и 2000, и 3000 мужики домой привозили)... Словом, те, кто хотел - заработать мог вполне. Даже без фарцовки и спекуляции, которые сейчас принято преподносить как чуть ли не единственный источник дохода для инициативных людей в то время.

То есть денег в Союзе в общем-то было предостаточно (скорей, товара на эти деньги не хватало). А вот благотворительность при этом была - чем-то из параллельных миров. И не только материальная. При всём хвалёном "чувстве локтя" и "взаимовыручке" советских людей представить себе волонтёров, которые работали бы бесплатно, по велению души, в разных социальных сферах (что есть достаточно распространённое явление в "индивидуалистских" европах) - тоже весьма затруднительно. Для этого ведь надо знать цену себе, окружающим, и понимать то, что ты действительно жертвуешь самое ценное, что у тебя есть - твоё время. Вряд ли советскому человеку, которому даже переработки "платились" отгулами - можно было это понять.

Даже дружинники или тимуровцы - и то это был организованный процесс, обязаловка, на самом деле, какая уж тут личная инициатива! Как обязаловкой были и всяческие сборы на помощь голодающим Эфиопии или коммунистам Гондураса - самому человеку и в голову не пришло бы такой глупости, как добровольно и самостоятельно отдавать кровные на эти благие цели - пока не придёт парторг и не скажет: "Партия сказала надо! Скидуемся..."

Да и в обыденной жизни - ведь тоже самое. Хвалёная советская взаимовыручка при ближайшем рассмотрении оказывается просто таки самым что ни на есть капиталистическим "ты мне, я тебе". Да даже не капиталистическим - феодальным, по принципу натурального обмена. "Я тебе гараж помог построить, а ты мне поможешь крышу перестелить". Что по большому счёту не сильно-то и отличается от "Я тебе французских духов, а ты мне балыка из подсобки". В отсутствие же "взаимности" в отношениях - и сами отношения были в общем-то наплевательскими. Равнодушие и чёрствость к чужим проблемам прикрывались демагогическим сочувствием, но если дело доходило до дела, то ответ был однозначным: "Бог подаст!"

Собственно, разве что в семейных и родственных отношениях советскому человеку приходилось быть подушевнее, держаться вместе. Ибо тут "государство без помощи не оставит" - уже не работало, родня всё-таки. Да и к кому ещё обращаться за помощью, когда припечёт? Не к государству же. Государство поможет Ивановым вон. Или Сидоровым. Словом, посторонним - от которых можно будет именно на этом основании и отморозиться. А вот лично тебе - государство хрен поможет. И люди, привыкшие к чтению между строк и эзопову языку демагогии, освоенной не только на трибунах и в передовицах, но и в быту тоже - понимали это превосходно.

Да и то - бедные родственники, требовавшие участия в своей судьбе, вызывали именно что раздражение. Если от них в случае напрягов ждать было нечего, то и помощь им - это был тяжёлый, мучительный долг, да ещё и напрасный. "Зин, нищеброды эти опять помочь просят, и не пошлёшь же, родня как-никак"...

А та помощь друг другу, которой славились советские люди - ну там бензину отлить казённого, или инструментом поделиться ворованным - недорогого стоит. Не своё, не жалко. Даже наоборот - лишнее урвать у "народной" власти - сам бог велел, как говорится.

Вот и получается, что весь этот хвалёный советский коллективизм, всё это "чувство локтя" - не более, чем химера, миф, фата-моргана. Не было его. Вернее, локти то были вполне ощутимы - в переполненных троллейбусах, например, в час пик - там и правда локтями работали неплохо. И жили советские люди по самому что ни на есть закону джунглей, "человек человеку волк", а все жалобы и просьбы о помощи - это вы в профком извольте, мы тут по пятницам не подаём. Что? А, посочувствовать - ну, это легко, денег ведь не стоит...

Причины этому как бы очевидны, да. Избыток государственной опеки не проходит даром. Но о причинах и вообще можно говорить долго и больно. А вот когда перевираются следствия - это уже другое дело. И когда советский "коллективизм" нынче представляют как эталонный образец взаимоотношений в обществе, хочется спросить - "А мы точно в одной стране с вами жили, товарищ? Ничего вы случаем не перепутали, нет?"
Tags: МирСбоку
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Recent Posts from This Journal

  • Ягоды и чай

    Подумалось, что нехорошо ставить людей в неудобное положение, и уж на свой-то собственный день рождения объявиться здесь всё же надо. Понимаю, что…

  • На пенсии

    В первый наш Новый год здесь мы прямо с утра (то ли 1, то ли 2 января) отправились на Дворцовую - насладиться Питером без людей. Помнится, нам очень…

  • От противного

    Я так ни разу и не встретился с Крыловым лично. Лекции, встречи с читателями - возможностей было предостаточно, но - не сложилось. "Ну, не ехать же в…