Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Путь в Первый мир

Решил, не мудрствуя лукаво, скомпилировать всё сказанное по этому поводу в комментариях к предыдущему постингу по теме. Немного отредактировал, разнёс по тезисам. Собственно, результат под катом. Каждый тезис выделил отдельно.



1. Копия и калька


Вот вы знаете, когда я слышу про "наши условия", "нашего человека", "нашу ментальность" - ей-богу, зверею. Все эти "наши условия" реально выливаются только в одно - с нашим климатом, территориями и прочими природными условиями мы и правда никогда не будем жить настолько же благополучно, как "в европах". Но "настолько же" - это какой-то юношеский максимализм, достаточно "настолько, насколько получится". Всё же остальное - это какой-то мазохизм с извечными рассуждениями про "русский характер", "русскую лень", "русское пьянство" - которые к реальности не имеют ни малейшего отношения.

Все эти рассуждения о том, что "нельзя бездумно копировать" упираются в один вопрос - а мы вообще хоть что-нибудь скопировали? Мы скалькировали, а это отнюдь не одно и то же. Это значит - наложили кальку и перерисовали от руки. А где чего не поняли - додумали. Естественно, что это изначально профанический подход. Если вы берёте реальность, но не меняете под эту реальность те же законы - естественно, что реальность таковой не станет, так и останется химерой. Лично я ни одного примера копирования - не знаю. Всё сплошь калькирование, когда заимствованная вещь изначально начинает подтачиваться и переделываться.

Уж и не знаю, насколько такая профанация сознательна, а насколько от глупости и недоверия к собственному народу. Но результаты налицо - да, не работает ничего. Ибо это изначально были муляжи, а не реалии. Потому что ни одно заимствование с Запада не было аутентичным - каждый раз "включались мозги", что-то там "под себя" подстраивалось, и в результате на выходе получалось неработоспособное говно. Именно из-за этих подстраиваний и получалось.

Точная настройка, местная настройка - да, это необходимость. Но необходимость в ней есть уже тогда, когда в целом система усвоена - вот тогда и нужно производить подстройку, адаптировать и отлаживать. Если же её, систему, изначально пытаться подстраивать "под себя", "модернизировать", то и будет вот так, как оно есть.

Собственно, можно долго рассуждать, а почему бы нам самим чего не изобрести. Но пока мы так рассуждаем, мы так и остаёмся третьим миром. Хотя бы потому, что пока мы 70 лет шли "своим путём", цивилизованный мир ведь тоже на месте не стоял. И нам сейчас не возвращаться к чему-то надо, нам нагонять жизненно необходимо. И тут уж без копирования никак не обойтись. Пойди мы изначально этим путём, а не изобретая велосипед - уже было бы намного проще. А так конечно да - всё получается медленно и с пробуксовками. Муляж! Чего хотеть от через одно место работающей, неправильно собранной модели? Разве что теперь уже обрабатывать напильником до усирачки, пока наконец чего не вырисуется...

Мне очень понравилось то, как сформулировал ситуацию уважаемый Богемикус:
"Чисто теоретически можно было бы заимствовать избирательно, комбинировать лучшее отовсюду или создавать своё. Этот путь заманчив. Но на практике на этом пути предусмотрительно расставлены бесчисленные ловушки, в которых таится погибель. Поэтому единственное, что остаются - признать Первый мир эталоном (в том смысле, в каком существуют эталоны метра или килограмма, хранящиеся в Париже), и действовать по его стандартам, а всё, что не соответствует стандарту - ликвидировать, как брак."



2. Разный Запад

В ответ на это обычно мудрые, солидные дяди с менторскими нотками говорят - "Ну что вы! О чём вы говорите? Нет вообще такого понятия, как Запад. Каждая страна Первого мира уникальна, своеобразна, у каждой свой путь, и некий единый Западный Путь развития - это вообще миф для лохов типа нас с вами."

Конечно же, Запад весь разный. В этом в том числе и его суть - он аутентичен, а потому не повторяет друг друга. Однако есть так называемые общецивилизационные ценности, которые не только вполне логично использовать в качестве маяков, а и вообще - без них не обойтись, если действительно интересен вектор цивилизации, а не вектор азиатчины. Их не так и много, чтобы заблудиться в трёх соснах. Однако же - заблудиться вполне возможно, если начинать изобретать велосипед (например, либерализм, который гораздо "либеральнее" и радикальнее классического), упереться рогом в "аршином общим не измерить" и всё время стараться идти "другим путём", раздражённо отмахиваясь от "тоскливой Чехии" и "роботообразной Германии". Тогда - как раз и имеем то, что имеем - некую недоцивилизацию, безнадёжно застрявшую между азиатчиной и культурой.

По сути, в основе вот этого всего безобразия - недоизжитая имперскость, шовинистическое неприятие своей достаточно давней вторичности в культурном и цивилизационном плане. К сожалению, эта заносчивость свойственна не только откровенным "поцреотам", но и вполне европейски ориентированным людям: восторгаться Европами согласны, а вот учиться - "ни в жыздь!" А надо категорически наоборот - перестать дрочить на Запад, вслух громогласно про свой путь трещать, а на самом деле - учиться, учиться и ещё раз учиться, копировать, копировать, и ещё раз копировать. И только потом уже скопированное надлежащим образом, а не скалькированное абы как "с колена" - подправлять под себя...



3. Свобода или бардак?

Знаете, я в принципе могу понять вот эти рассуждения о "бОльшей свободе" у нас. Больше того - для себя лично я давно сделал вывод, что мне в европах жить будет ну очень неуютно, и что это однозначно не мой путь. Однако я смотрю на своего сына, и понимаю, что ему там будет уже вполне нормально. И нахожу это замечательным!

Потому как общество всё одно вполне меняется, и именно в западном направлении, прочь от столь милой сердцу азиатчины. Хотя это при желании можно и игнорировать. Вот только игнорирование - оно ж не отменяет реальности.

А вот эти страшилки про европейский тоталитаризм, про Оруэлла и прочие Матрицы... Мы так боимся потерять обретённые свободы, что нас ввергает в ступор одно только слово - репрессии. Вплоть до того, что нам непонятно простейшее - репрессии репрессиям рознь. Кроме Пол-Пота и Сталина есть ведь ещё Ли Куан Ю (Сингапур) и мэр Джулиани (Нью-Йорк), например - которые в той или иной степени двигались по пути "починки разбитых окон", и очень успешно. Есть Пиночет, Рейган и Тэтчер, опять же, которые никогда особо не миндальничали и не заморачивались всеми этими свободами и их соблюдением.

Люди (пресловутое "большинство") ведомы, и крайне важно куда их вести и каким способом. Принуждение может быть физическим, а может быть - стимулирующим, сочетанием кнута и пряника, когда человеку становится выгодно исполнять законы. "Выгодно" и в материальном, и в моральном плане.

Что касаемо России - почему не происходит того, что уже давно должно было произойти - это как раз конфликт общества и государства. Власти в данном случае выгоднее держать людей за скот. И в правовом аспекте, и в бытовом, и в коммунальном. По многим причинам. В том числе и потому, что в бардаке легче хапать. Но это - отнюдь не навсегда, и это не есть какой-то мифический "национальный русский характер". Бардак, так же, как и порядок - национальности не имеет. Даже расовый признак тут работает постольку-поскольку (сравнить тот же Сингапур с глубинкой Китая).

Опять же - эта наша "бОльшая свобода", она ведь тоже имеет свою цену и свою изнанку. И вот чего она, эта свобода, стОит при встрече с гопником, или алчущим срубить с тебя бабла ментом, или сволочью, которая цедит сквозь зубы из чиновничьего кресла, или с судьёй, которая орёт на тебя как на уголовника, хотя ты наоборот - сам пришёл с иском, или с врачом, который философически рассуждает о том, что "болездь такая" и начинает шевелить булками только после обильных денежных вливаний. А ведь это - прямое следствие этой нашей "бОльшей свободы", или, если уж называть вещи своими именами - этого нашего бардака. Как по мне - ни черта такая "свобода" не стОит! Да и "свобода" эта по сути своей - свобода гадить себе под нос да прозябать в нищете - больше ни черта в ней свободного и нет...

Да, вышеобозначенные ситуации - и с гопниками, и с ментами, и с чиновниками - случаются не так часто. И чаще всего из них выходишь без особого урона, так что вроде как и терпимо - "жить можно!" И в остальное от этих неприятных и унизительных эпизодов время продолжаешь наслаждаться "свободой" - на фоне мусорных куч, обклеенных объявлениями стен, собачьих какашек и загаженного жвачками асфальта - это ведь тоже вполне себе атрибутика "вольницы"...



4. Хотят ли нас в Первом мире?

Впрочем, изменения хоть и плохо заметны (всегда хочется быстрее и лучше), но они однозначно есть. Собственно, тут примеров можно приводить множество, но суть именно в том, что уже и сама массовая психология, она поменялась, она уже почти не совковая, и ещё те же 10-15 лет, и мы вполне выползем из своей помойки - если конечно не помешают очередной бучей или встряской, скрытым или явным силовым воздействием.

Ведь тут важен ещё и такой вопрос - хотят ли нас в качестве равноценных партнёров, а не сырьевых придатков и потребителей дешёвого химического говна? Понятно, что нет. Поэтому тот самый Запад, которого "нет", очень зорко следит, чтобы наши возможности не превышали возможностей покупки того самого говна. И как только мы будем высовывать из своей азиатской навозной кучи нос - будут стремиться по этому носу щёлкнуть, да побольнее. Это тоже вполне нормально, и вполне в русле цивилизации - "Тилихентов до хрена! Местов нет!"

Именно силовое воздействие, хоть открытое, хоть посредством очередных "оранжевых революций" - это как раз то, что может нас в эту самую азиатчину назад и вогнать. И попытки такие однозначно и есть, и будут - как только в нас начинают чувствовать конкурентов. Поэтому при всех заигрываниях с демократией и демократами ядерную дубинку надо держать в исправности, слегка поигрывая ею как тросточкой и мило при этом улыбаясь: "Ну конечно же мы с вами лепшие и самые верные друзья! А дубинка? Ой, ну что-то вы знаете, как-то так привыкли при ходьбе опираться, да и мало ли - какие гопники в подворотне встретятся. Не станете же вы говорить, что гопников у нас не осталось? Терроризм вон, сами говорите - не дремлет, гада такая!" - и состроить ещё более умильную и дружескую улыбку, изо всех демонстрируя свою приглуповатость и безобидность...

Следование по западному пути - это прежде всего соперничество. Сотрудничество - это ведь тоже всего-навсего его, соперничества, разновидность. И это тяжёлый путь, да - слабым и глупым нигерам, например, этот путь не осилить. И нас в своё время с этого пути очень сильно сбили, и нам теперь нагонять и нагонять. И сначала нужно "до уровня" подтянуться, при этом каждое такое "подтягивание" - реально защищая. Всегда защищая, даже когда право на "статус" будет признано и перестанет подвергаться сомнениям. И пожалуй тогда - защищая ещё более остервенело.
Tags: МирСбоку
Subscribe

  • Драматургия - 2

    Извините, что снова беспокою, и снова по всё тем же причинам, что и в предыдущий раз - " в целях оценки драматургического ресурса Кремля".…

  • Каток

    К предыдущему, о цифровом гулаге. Нашлись сведущие люди, которые объяснили "на пальцах", как именно подчинение банков позволило государству…

  • Инициатива

    А вообще, Путину теперь самое время отпускать бороду. Если бы до выборов, то это было бы перебором: одним было бы супротив шерсти, мол фи, борода это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments