Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Categories:

Обратная перспектива

Современному человеку, привыкшему к большим чётко-разлинеенным пространствам, в которых перспектива очевидна - весьма тяжело понять плоскостное изобразительное искусство древности и средних веков. Ещё тяжелее понять обратную перспективу византийской и русской иконописи - она кажется не просто неумением рисовать, а даже следствием какой-то инфантильности, детскости восприятия мира.

24.10 КБ

На самом же деле, столь привычная нам графическая перспектива известна очень недавно - всего-то с 13-го века. Это принимается с трудом - ведь выглянув в окно, любой может убедиться, насколько перспектива с уменьшением масштаба вдаль - инвариантна. Однако же, в природных условиях, в хаотическом, неупорядоченном человеком мире, без строгих линий проспектов и однотипных высотных зданий - такое видение уже не кажется настолько однозначным. В небольших же объёмах, близких к аксонометрии, в "ближнем" смотрении - так и вовсе наоборот, очень легко заметить обратный эффект.

Возьмите, например, спичечный коробок, поверните его к себе под углом около 45 градусов на расстоянии вытянутой руки, и вы вдруг заметите, что дальняя сторона коробка внезапно стала больше, нежели ближняя. В детстве, пока не объяснили и не приучили к тому, как правильно выглядит мир, такой эффект "ближнего" визуального восприятия - ещё более ярко выражен. Почему в детских рисунках и встречаются настолько часто "неправильные" пропорции.

То есть в каком-то смысле русскую иконопись можно и правда воспринимать как видение, которое даже менее совершенно, чем плоскостное. Ибо для размещения объектов (которые априори имеют объём и глубину) в плоскости - нужен определённый уровень абстрагирования от вещного, реального мира. Есть и такие мнения.

А есть - прямо противоположные, которые воспринимают обратную перспективу как сознательный символический приём. Как попытку изобразить смотрение с точки зрения трансцендентного - на явную, вещную реальность. То есть - "ты" глазами бога, для которого вещный мир есть удаляющийся, уходящий вдаль, и где-то там, в какой-то точке этой дали и оказываешься "ты" - перед глазами вечности, которая больше тебя и твоего "реального" (на самом деле иллюзорного) мира.

Мне кажется, что что первое, что второе мнение - несколько высосаны из пальца. Русская иконопись - это просто попытки отображения объектности более реалистично, нежели на плоскости. Попытки, заслуживающие уважения. Другое дело, что канон, который появился в результате, вряд ли дал бы развиться этим попыткам в современную графическую традицию. Это было возможно только в светской живописи, свободной от церковных догматов. И только из плоскостной живописи, где не нужно было ломать штампа восприятия, а только развивать. Что, собственно, в Европе и произошло.

Хотя конечно вторая, символическая версия - очень красива, не спорю. Бог, глядящий на тебя из окна иконы - это завораживает. Ну, может пусть оно так и будет, а?
Tags: Троллейбусное
Subscribe

  • Текущее

    - Ну как, ты уже попал в "Форбс", в список богатейших жителей России? - А как же! Я в числе первых ста сорока миллионов... *** Ув.…

  • Аттракцион

    Ох. В суете бегущих дней в очередной раз позабыл про свой личный день сурка - день рождения вот этого самого журнала, который как раз 2 февраля (2010…

  • Житейское

    Маленькое объявление, или типа того. Так сложилось, что (своего рода) формат этого ЖЖурнала со временем тоже сложился, извините за каламбур. Это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Текущее

    - Ну как, ты уже попал в "Форбс", в список богатейших жителей России? - А как же! Я в числе первых ста сорока миллионов... *** Ув.…

  • Аттракцион

    Ох. В суете бегущих дней в очередной раз позабыл про свой личный день сурка - день рождения вот этого самого журнала, который как раз 2 февраля (2010…

  • Житейское

    Маленькое объявление, или типа того. Так сложилось, что (своего рода) формат этого ЖЖурнала со временем тоже сложился, извините за каламбур. Это…