Сущевский Артём Евгеньевич (loboff) wrote,
Сущевский Артём Евгеньевич
loboff

Category:

О неизбежности шансона

При том, что терпеть не могу данную разновидность музицирования (ни слово «жанр», ни слово «музыка» язык в данном случае сказать не поворачивается), хочу всё же высказать пару слов в защиту данного безобразия как явления. Даже не в защиту, а в обоснование его существования как такового.
Главное его, этого безобразия, достижение – это всеядность. В шансон в текстовом плане можно вместить всё, что угодно. Это только кажется, что шансон – это «пестни за жыздь». На самом деле, жизненность, приземлённость шансона обманчива. Это внешняя форма, маска, которая и служит собственно всеядности. Голос с хрипотцой в ненавязчивом и несложном музыкальном оформлении может обработать и главное – переработать – практически любой текстовый материал. Классической стихотворной или околостихотворной формы, естественно.

Шансон действительно способен впитать в себя – безо всякого для себя ущерба – практически любой классический материал. И что весьма забавно, ущерб и для самого материала будет малозаметен. Да, понятно, что раннего Маяковского или Хлебникова в блатняке не споёшь (хотя – вполне вопрос). А вот любой традиционный стихотворный размер, от ямба с хореем до специфического дактиля – ложится на «блатные аккорды» просто изумительно. И таковое извращение, будучи включено в альбом какого-нибудь очередного Васи Овала, совершенно не будет выбиваться из общей канвы. Хотя хитом у данной «пестни» шансов стать конечно маловато – интеллектуально «не формат».

Помню, это моё утверждение во время одной из дружеских посиделок вызвало дружный хохот и явный скепсис. После чего я взял гитару, и на первые попавшиеся шансонные стандарты исполнил по куплету с припевом (традиционная наборка – два четверостишия куплет, одно – припев): Бодлера (да, конечно «Вы помните ли то, что видели мы летом»), Гумилёва (прости меня господи за этот грех – «Шестое чувство») и Бродского («Плывёт в тоске неизъяснимой»). Народ был в таком ауте от того, насколько органично поются хорошие и серьёзные (ни разу не «про жыздь») стихи в шансонном исполнении, что лучше всего пожалуй подойдут слова одного из участников посиделки: «Не, ну Тёмыч, ну ты и сволочь! Практически святое с говном смешал…» Я не смог не согласиться с этой оценкой. И тем не менее – звучало это издевательство над великими стихами вполне естественно, и никакого внутреннего противоречия, если не вспоминать об авторстве – не вызывало. А когда я предложил для сравнения сделать то же самое в блюзовом квадрате – получилась полная ересь – стихи «рвали» любую мало-мальски при-рок-н-ролленную мелодию. Получилось достаточно забавно. И поучительно вместе с тем.

Именно в этом сила шансона – в его «локальной универсальности», если так можно выразиться – которая изначально заложена в нём как принцип. Шутка ли прибаутка, или же попытка мысли («умняк», как комильфо говорить в основной слушательской аудитории шансона), или же любовная лирика, даже гражданская (типа «Россия матушка», все дела) – всё это вполне укладывается в рамки жанра, не споря друг с другом. Это – универсальность. А вот что касается локальности – как бы это открытие не было неприятно более интеллектуально-ориентированной публике, – шансон для русской почвы, для самого строя русского языка – есть самое адекватное выражение классической поэзии, самая подходящая для неё музыкальная форма.

Не случайно поэтому и возникновение бардовской песни. При общем блатном построении песен (по сути-то – те же шансонные мотивы, только в нарочитом миноре) – они претендуют на интеллектуальность, приватизируют её, отделяя таким образом поэзию от ширпотреба – насколько бы это ни было искусственно и натянуто.

Не зря и исполнение Есенина в рок-н-ролльном (или псевдо-рок-н-ролльном) ключе звучит мягко говоря неубедительно, а в исполнении Новикова – очень даже органично.

Не говоря уже о том, что песни так называемых русских рокеров в своём подавляющем большинстве на классические стихи похожи очень мало.

Русский язык не приспособлен ни для рок-н-ролла, ни для остальных музыкальных форм западного происхождения. Та же попса в результате оказывается набором фраз, отдельно, вне музыкального сопровождения, не читабельных. Всё по той же причине – строй песен, пришедший из англоязычных стран, не может подходить песням русскоязычным, получается коряво. Просто потому что языки разные. И русскому языку – максимально соответствует именно шансон.

Да, конечно же, русские народные песни очень мало похожи на блатняк. Но ведь собственно и английские народные песни – отнюдь не рок-н-ролл, не правда ли?

Так что можно сказать, что шансон – это наш аутентичный музыкальный стиль. Причём, единственный аутентичный. Грустно, обидно и досадно? А что делать, раз так оно и есть. И кстати, истинным патриотам получается что и слушать шансон как бы обязательно, если они конечно настоящие, посконные патриоты. А уж всяческим скинхедам – так и сам славянский бог велел с «Раммштайнами» завязывать, и переходить на свой, исконно-русский репертуар. Хотел бы я на это посмотреть – думаю, весьма было бы забавное зрелище – бритоголовый, со свастиками юнец в кожанке, млеющий и подпевающий Кругу – «кольщик, наколи мне купола»…

Между прочим, при вдумчивом отношении к данному вопросу напрашивается масса вариантов грамотного стёба по поводу. Нет, я не призываю перепеть весь золотой и серебряный век русской поэзии на мотив «Гоп-стопа». Это не интеллигентно. Но можно ведь и по-другому. Например, как Псой Короленко. Который на блатной мотив несёт всякий словесный понос, достигая при этом довольно интересного эстетического эффекта. Эдакий русскоязычный рок-н-ролл (в смысле англоязычной ориентированности построения русских текстов), который «поётся» (скорей, проговаривается) на разухабистые блатые мотивы. Однако же, в качестве эталонного образца подобного шансоно-подобия я бы скорей привёл в пример чудную перепевку летовской песни «Лишь один закон» малоизвестным бэндом «Родители молодых»:


Прослушать или скачать Лишь один закон бесплатно на Простоплеер

Нарочитый одесский прононс, сознательно кричащее блатное сопровождение – всё это в сочетании с текстом Летова создаёт чрезвычайно интересный эффект – как комический, так и трагический одновременно. Думаю, и в целом такие музыкальные эксперименты могли бы быть интересны – вряд ли широкой публике, но музыкальные эксперименты и вообще продукт не для широкого потребления…
Tags: МирСбоку
Subscribe

  • Текущее

    - Ну как, ты уже попал в "Форбс", в список богатейших жителей России? - А как же! Я в числе первых ста сорока миллионов... *** Ув.…

  • Мечтать не вредно

    Ну и ещё к вопросу "позитивных фильтров", теперь уже к технической составляющей. Ибо обилие контента это только часть проблемы. Тот же товарищ майор,…

  • Позитивные фильтры

    Если говорить об интеллектуальной сфере, пожалуй именно фильтры являются главным ресурсом, разработка которого пока что лишь на начальной стадии.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Текущее

    - Ну как, ты уже попал в "Форбс", в список богатейших жителей России? - А как же! Я в числе первых ста сорока миллионов... *** Ув.…

  • Мечтать не вредно

    Ну и ещё к вопросу "позитивных фильтров", теперь уже к технической составляющей. Ибо обилие контента это только часть проблемы. Тот же товарищ майор,…

  • Позитивные фильтры

    Если говорить об интеллектуальной сфере, пожалуй именно фильтры являются главным ресурсом, разработка которого пока что лишь на начальной стадии.…